Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

зажигать огонь посреди скотнаго загона и проводить черезъ него скотъ, съ цлью предохраненiя его отъ заразы, былъ извстенъ уже въ древней Индiи. Провожденiе же дтей черезъ огонь было обычаемъ весьма распространеннымъ у народовъ семитскихъ, о чемъ неоднократно свидтельствуютъ книги ветхаго завта, напр.: 'не долженъ находиться у тебя проводящiй сына своего или дочь свою черезъ огонь'. Сыны израилевы, впадая въ идолопоклонство, поклонялись Ваалу и 'проводили сыновей своихъ и дочерей своихъ черезъ огонь'. Обрядъ этотъ, по свидетельству другихъ мстъ, совершался въ честь Ваала-Молоха, при чемъ остался еще неразъясненнымъ, было ли цлью этого обряда очищенiе проводимыхъ черезъ огонь, или символическое выраженiе ихъ сожиганiя, которое въ нкоторыхъ случаяхъ фактически приводилось въ исполненiе.

Сопоставляя все вышеизложенное, приходимъ къ заключенiю, что огонь ивановскихъ костровъ, возжигаемый въ пору высшаго

14

солнцестоянiя, прежде всего представляетъ символъ небеснаго огня, источника лтняго зноя. Въ нкоторыхъ мстахъ (преимущественно въ западной Европ), какъ уже было замчено мною раньше, огню этому приносятся жертвы, въ другихъ (преимущественно среди славянъ) онъ, какъ эмблема небеснаго огня, пожираетъ символы божества весенняго плодородiя. Повсемстно огню этому приписывается очистительная сила, предохраняющая отъ недуговъ, обезпечивающая здоровье, плодородiе и благополучiе.

Эта послдняя, именно очистительная и въ то же время возрождающая, живительная сила огня преимущественно находитъ себ выраженiе въ обрядныхъ огняхъ-рождественскомъ или новогоднемъ и родственныхъ ему весеннихъ. Южно-славянская рождественская псня воспваетъ стараго бадняка и молодого божича. Старый 'баднякъ'-дубовое бревно, сгорающее наканун Рождества-возрождается въ образъ молодого божича, представителя даннаго праздника. 'Кострома', у которой, по словамъ сопровождающей сожиганiе ея псни, 'головушка болитъ', словомъ, больная въ зимнюю пору богиня, сгорая на рождественскихъ святкахъ, очевидно, возрождается посредствомъ огня и является позже представительницей весенняго плодородiя, въ пору зноя опять погибающей и оплакиваемой (ср. 'Богиня весны и смерти'). Къ этой же категорiи слдуетъ отнести и весьма распространенный въ разныхъ мстахъ Европы обрядъ сожиганiя (или потопленiя) въ весеннюю пору пуковъ соломы, чучелъ (Марены, Смерти) и т. п., заключающiйся встрчей и привтствованiемъ возродившейся весны (ср. тамъ-же). Обряды возжиганiя костровъ, какъ выраженiе самосожженiя, съ цлью возрожденiя, героевъ и героинь древнихъ мифовъ, мы находимъ у народовъ семитскихъ: такъ, въ Тарс (въ Киликiи) черезъ каждыя пять лтъ праздновалось торжество въ честь Сандана, при чемъ сожигалосъ на костр его изображенiе. Санданъ, киликiйскiй Гераклъ, по выраженiю Вебера, 'посредствомъ самосожженiя побждаетъ враждебныя ему силы и возрождается къ новой жизни очищеннымъ и юнымъ; подобно ему и Сарданапалъ, по врованiю семитскихъ народовъ, изъ пламени пожравшаго его костра выходитъ героемъ, полубогомъ'. Отправлявшiйся финикiянами въ Тир ежегодно праздникъ въ честь пробуждающагося отъ зимняго сна солнечнаго героя Геракла - Мел-

15

карта, вроятно, также сопровождался возженiемъ костровъ, - на это указываетъ древнее свидтельство о гробниц Геракла въ Тир, гд онъ былъ 'сожженъ огнемъ'. Память о сожженiи Геракла-Мелкарта праздновалась и финикiйской колонiей въ Гадир (Кадикс). По греческому сказанiю, Гераклъ, погибающiй отъ отравы, въ предсмертныхъ мукахъ вступаетъ на воздвигнутый для него костеръ. Костеръ разгорается, и богоподобный витязь, при раскатахъ грома и сверканiи молнiи, на облак, очистившись отъ недуга, возрожденный возносится на небо. И въ мифахъ о Семирамид, Дидон (карфагенской Астарт) и другихъ богиняхъ того же цикла, также важную роль играетъ актъ самосожженiя героини мифа. Извстно то высокое значенiе, которое у нкоторыхъ народовъ передней Азiи имли связанные съ особыми символическими обрядами, церемонiями и переряживанiями праздники костровъ и факеловъ, отправлявшiеся въ честь и воспоминанiе очищенiя и обновленiя огнемъ того или другого божества. Эти праздники костровъ даютъ намъ ключъ къ уразумнiю основного значенiя и нашихъ обрядныхъ костровъ новогоднихъ и весеннихъ, также символически выражающихъ возрожденiе посредствомъ огня одряхлвшаго въ пору кратчайшихъ дней солнца, или замершей, застывшей отъ зимней стужи природы, точне - божественной представительницы ея, весною обновляющейся и оживающей.

2. Живая вода.

Отъ акта оживленiя или очищенiя