Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

совсмъ нeизвстнымъ. Въ Великой Руси почитаются, напр.: свв. Петръ Полукормъ (16 янв.), Aфанaсiй Ломоносъ (18 янв.; 'на Афанасья береги носъ' отъ мороза), Тимофей Полузимникъ (22 янв.), Аксинiя Полузимница (24 янв.), Василiй Капельникъ (28 февр.-начало оттепелей), Евдокiя Весновка (1 марта - начало весны), Кононъ Градарь (5 марта-начинаютъ копать огороды) и т. д. черезъ весь годъ. Очевидно, что христiанскiе святые, будучи гораздо многочисленне, чмъ древнiе языческiе боги, не только замстили послднихъ въ народномъ сознанiи, но и сами послужили къ увеличенiю ряда обоготворяемыхъ представителей явленiй природы, къ чрезвычайной спецiализацiи этихъ олицетворений: говоря напр. о свв. Евдокiи, Никола, Пантелеймон, народъ иметъ въ виду именно Евдокiю Весновку, Николу Травника или Мокраго, Пантелеймона Паликопа, т.-е. представителей весны, весенней зелени и влаги, лтняго палящаго зноя и грозъ, сожигающихъ копны. Соотвтственно тому и главнйшиiе христiанскiе праздники - Рождество, Пасха, Юрьевъ день, Ивановъ (или Петровъ) день, Троицынъ и Духовъ дни и др. въ сред всхъ славянъ, въ особенности же южных и восточныхъ, сравнительно мене подвергавшихся влiянiю цивилизацiи, и въ наше время еще сопровождаются обрядами и обычаями, не имющими ничего общаго съ христiанствомъ; напротивъ, всматриваясь въ эти странные и непонятные для городского 'цивилизованнаго' жителя обряды, съ непоколебимою стойкостью продолжающiе по сiю пору бытовать въ простомъ деревенскомъ нapoд, мы невольно переносимся въ глубь языческой старины, передъ нами возстаетъ живая, интересная картина древняго языческаго быта славянъ.

Нe только xристiaнскiе праздники, но даже и таинства христiанской церкви -крещенiе и въ особенности бракъ-обставлены

4

въ народ такими обычаями и обрядами, которые вполн гармонируютъ съ упомянутыми выше праздничными обрядами, къ христiанскому же таинству никакого отношенiя нe имютъ. Христiанскiй обрядъ того или другого таинства является только вншнимъ образомъ пристегнутымъ къ обрядамъ языческимъ. Извстно, напр., что въ нкоторыхъ мстахъ Малой Руси до сихъ поръ бракъ считается дйствительно совершеннымъ только посл брачнаго пиршества- 'весiлля'-главнаго акта языческой свадьбы; церковное же торжество, не сопровождающееся 'весiллемъ', которое нердко бываетъ далеко посл церковнаго внчанiя, не влечетъ за собою никакихъ послдствiй состоявшагося брака, не даетъ ни супружескихъ правъ, ни обязанностей, которыя вступаютъ въ силу лишь посл свадебнаго торжества. Общество не допуститъ, чтобы новобрачная до 'весiлля' перешла въ домъ новобрачнаго, не допуститъ до фактическаго супружества. Въ случа смерти кого-либо изъ повнчанныхъ церковью новобрачныхъ до отправленiя брачнаго пира, умершiй хоронится, какъ холостой. Съ другой стороны, мстами встрчается обычай обходиться сговоромъ, безъ внчанiя. Въ нкоторыхъ мстахъ Блой Руси церковный обрядъ, хотя и считается обязательнымъ, тмъ не мене сговоръ даетъ право жениху и невст жить между собою брачно, и они, со дня сговора или 'заручинъ', называются уже молодыми, т.-е. новобрачными.

Не менe древними языческими обрядами обставлены похороны и въ особенности поминки по усопшимъ, сопровождаемыя жертвоприношенiями и возлиянiями на могилахъ, которыя совершаются, въ точно определенные дни и промежутки времени, жертвенными трапезами и голошенiемъ причитанiй, опять обнаруживающихъ совершенно языческiй взглядъ народа на смерть и загробное состоянiе усопшихъ, при чемъ христiанскiе погребальный и поминальные обряды опять являются только вншнимъ образомъ связанными съ обрядами языческими. Покойные родители и родственники представляются обыкновенно спящими непробуднымъ сномъ или горюющими, проливающими 'горючiя слезы' во тьм могилъ, въ узкихъ 'домкахъ'; руки покойнаго крпко придавлены къ ретивому сердцу; 'ясныя очи' и 'сахарныя уста' его замкнуты; 'блое лицо' его покрыто 'ржавчиной'. Поминающiе сообщаютъ покойнымъ родителямъ, въ причитанiяхъ, о своемъ великомъ гор,

5

всть о которомъ служитъ утшенiемъ переселившимся въ мрачную обитель мертвыхъ, напр.:

(Изъ великорусскаго причитнiя дочери по отц:)

'Скройсь-ко (т.-е. раскройся), да гробова доска,

Распахнитесь, да блы саваны!

Отвалитесь, да ручки блыя,

Отъ ретива, да отъ сердечушка,

Разожмитесь, да уста сахарныя!

Обернись-ко-ся, да мой родимый батюшка,

Перелетнымъ ты, да яснымъ соколомъ...

Ты обмой-ко, родимый мой батюшко,

Со блова лица ржавщину...

Ты послушай-ко, родимый батюшко,

Горе-горькихъ нашихъ псенекъ!'

(Изъ великорусскаго