Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

тканью скрывался идолъ Руiевита, какъ ковчегъ завта въ скинiи, а впослдствiи - въ Iерусалимскомъ храм; 'когда сорваны были оба покрова, говоритъ Саксонъ, то дубовый идолъ Руiевита безобразно раскрылся со всхъ сторонъ'. Истуканъ Радегаста въ Ретрскомъ храм, по словамъ Адама Бременскаго, былъ золотой, а ложе его изъ пурпуровой ткани. Въ числ сокровищъ, хранившихся въ Кореницкихъ капищахъ, какъ мы видли выше, были пурпуровыя ткани; въ сундукахъ, въ святилищ Святовита Арконскаго, по свидтельству Саксона, сохранялось 'много пурпуровыхъ одеждъ (см. выше склады и запасы пурпуровыхъ тканей у восточныхъ царей), отъ ветхости гнилыхъ и худыхъ'. Послднее замчанiе показываетъ, что одежды эти, а равно и истлвшая пурпуровая завса въ самомъ храм, уже

39

не возобновлялись въ эпоху Саксона, а составляли храмовое достоянiе, унаслдованное съ давнихъ временъ. На истукан Святовита Арконскаго была 'верхняя одежда', спускавшаяся до берцовъ. Можетъ быть и эта одежда, о цвт и качествахъ которой Саксонъ умалчиваетъ, была сдлана изъ пурпуровой ткани, какъ на идолахъ египетскихъ и ассирiйско-вавилояскихъ. Замчу еще, что преданiе о балтiйско-славянскомъ, заподозрнномъ въ подложности, бог Флинс (Flyns) представляетъ его одтымъ въ красную мантiю. Во всякомъ случа важная роль, которую, очевидно, играли пурпуровыя ткани въ декорацiи храмовъ, отчасти и идоловъ балтiйскихъ славянъ, и совпаденiе этой чрезвычайно характеристической, единственной въ своемъ род, черты съ тождественными явленiями на древнемъ восток заслуживаютъ полнаго вниманiя.

Б. Идолы.

Многiе древнiе народы первоначально поклонялись богамъ своимъ безъ идоловъ. Объ отсутствiи идоловъ у пеласговъ, у персовъ свидтельствуетъ Геродотъ, у древнихъ италиковъ-Варронъ. У южныхъ славянъ вовсе не видно слдовъ почитанiя идоловъ, у восточныхъ-боготворенiе истукановъ встрчается только въ нкоторыхъ центрахъ цивилизацiи (Кiев, Новгород, Ростов), при чемъ великолпные, по тогдашнему вкусу, истуканы, поставленные Владимiромъ на кiевскомъ холм, вроятно, заимствованы были отъ балтiйскихъ славянъ [ 6 ].

Идолопоклонство вообще, вроятно, произошло изъ почитанiя изображенiй боготворимыхъ умершихъ предковъ и родичей, родовыхъ генiевъ, то-есть пенатовъ или домовыхъ боговъ. Въ этомъ смысл разсуждаетъ уже Соломонъ: 'Вымыслъ идоловъ - начало блуда', говоритъ онъ, 'и изображенiе ихъ-растлнiе жизни. Не было ихъ вначал, и не во вки они будутъ. Отецъ, терзающiйся горькою скорбiю о рано умершемъ сын, сдлавъ изображенiе, какъ уже мертваго человека, затмъ сталъ почитать его, какъ бога'. Въ другомъ мст тотъ же авторъ говоритъ о художник, который, уподобивъ древесный сукъ образу человка или животнаго, 'устроивъ для него достойное его мсто, повсилъ его на стн, укрпивъ желзомъ'. Послднiя слова Соломона от

--------------------------------------------------------------------------------

[ 6 ] Ср. Бож. др. слав. I, 76. 89.

40

носятся, очевидно, къ божествамъ, почитавшимся домашнимъ культомъ (на это указываетъ прикрпленiе идоловъ къ стн жилища), то-есть къ домовымъ богамъ въ образ человка, къ которымъ присоединяются уже и изображенiя боготворимыхъ зврей, вроятно, служившихъ символами извстныхъ божествъ. Домовыми божками были, очевидно, т золотые идолы, которые Рахиль похитила у отца своего Лавана (месопотамца), скрывъ ихъ подъ верблюжье сдло, на которое сама сла. Идолы эти составляли не общественную святыню, а принадлежали исключительно дому Лавана, были его богами, то-есть домовыми богами. Въ Хорсабадскомъ дворц, подъ порогами дверей, найдены небольшiя глиняныя статуэтки, изображающiя разныхъ боговъ: Вила-въ украшенной бычачьими рогами тiар, Нергала- съ львиной головой и др. Древнiя надписи объясняютъ назначенiе этихъ фигурокъ, расставлявшихся въ разныхъ частяхъ дома: он должны были покровительствовать дому, устранять отъ него враговъ и всякое зло.

О существованiи домовыхъ боговъ у балтiйскихъ славянъ и чеховъ неоднократно свидтельствуютъ средневковые писатели: Титмаръ говоритъ о жертвоприношенiяхъ, предлагавшихся домовымъ богамъ. По словамъ Гельмольда, пенатами (домовыми богами) и идолами была преисполнена страна Староградская. Козьма Пражскiй говоритъ о пенатахъ, припесенныхъ Чехомъ, о самодльныхъ истуканахъ (вроятно, также служившихъ домовыми богами), которымъ еще въ его время (XII в.) поклонялись чехи. Быть можетъ, въ качеств пенатовъ же почитались и нкоторыя изъ статуэтокъ, добытыхъ при раскопкахь на балтiйскомъ побережь (въ Вагрiи, Штральзунд, Верхней Лужиц, Ней-Стрелиц)