дворцовъ, выстроенныхъ на берегахъ Евфрата, изображены были разные зври, сцены изъ царской охоты и т. д. Зври эти были весьма искусно раскрашены.
Взглянемъ опять на храмы балтiйскихъ славянъ, представляющiе и въ этомъ отношенiи чрезвычайную аналогiю съ храмами и дворцами народовъ древняго востока. Барельефы, которыми 'блистала' вншняя стна Арконскаго храма, были, по свидтельству Саксона, 'безобразно и грубо раскрашены'. О выдающихся рзныхъ изображенiяхъ людей, птицъ и зврей, которыми были украшены внутри и снаружи стны Штетинской главной контины, Гербордъ (XII в.) говоритъ, что они были представлены 'столь естественно и врно, что, казалось, они дышатъ и живутъ, но, что рдко встрчается, прибавляетъ Гербордъ, краски наружныхъ изображенiй отличались особенно прочностью: ни снгъ, ни дождь не могли потемнить или смыть ихъ; таково было искусство живописцевъ'. Любовь балтiйскихъ славянъ къ окрашиванiю зданiй, подобно финикiянамъ и ликiйцамъ, въ яркiе цвта выражается и въ томъ, что Арконскiй храмъ внчался, по свидтельству Саксона, красною кровлею.
35в. Храмовыя богатства. Храмовая утварь.
Храмы балтiйскихъ славянъ обладали большими богатствами. Саксонъ Грамматикъ говоритъ объ огромномъ количеств золота и другихъ сокровищь сохранявшихся въ сундукахъ въ Арконскомъ храм, а равно и о множеств общественныхъ и частныхъ даровъ, жертвовавшихся на пользу храма по обтамъ. По словамъ Гельмольда, руяне посл побды полагали часть награбленнаго золота и серебра въ сокровищницу Святовита Арконскаго. По свидтельству скандинавскаго сказанiя (Knytlingasaga) въ капищахъ Кореницкихъ хранилось множество денегъ, золота, серебра, шелку, бумажныхъ тканей краснаго цвта и тканей пурпуровыхъ, шлемовъ, мечей, латъ и всякаго оружiя. Титмаръ упоминаетъ о дарахъ, которые приносились врующими въ Ретрскiй храмъ, по возвращенiи изъ похода. По свидтельству Герборда, поморяне, 'по старому обычаю предковъ', приносили въ Щтетинскiй храмъ извстную долю награбленныхъ богатствъ, оружiя и всякой добычи; тамъ сберегались золотые и серебряные сосуды и чаши, огромные рога туровъ, украшенные позолотой и драгоцнными камнями, рога приспособленные к музык, кинжалы, ножи и всякая драгоцнная утварь.
Снабженiе храмовъ сокровищами, притекавшими въ нихъ по обтамъ частныхъ лицъ или представлявшими извстную долю награбленной добычи или добровольныя пожертвованiя врующихъ,- явленiе общее у всхъ народовъ, воздвигавшихъ богамъ своимъ храмы. Евреи, по взятiи Iерихона, городъ сожгли, 'только серебро и сосуды мдные и желзные отдали въ сокровищницу дома Господня' (т.-е. скинiи), который въ то время уже обладалъ значительнымъ количествомъ золотой утвари. Давидъ, побдивъ Сувскаго царя Адраизара, взялъ у рабовъ его золотые щиты, въ городахъ Адраизаровыхъ онъ взялъ весьма много мди, къ этой добыч присоединились еще сосуды серебряные, золотые и мдные, принесенные Давиду въ даръ царемъ Имафа Фоемъ. Вс эти предметы, а также серебро и золото, отнятое имъ у другихъ народовъ (сирянъ, моавитянъ, аммонитянъ и др.), 'посвятилъ царь Давидъ Господу'. Вс собранныя имъ богатства Давидъ передалъ Соломону, завщавъ ему построить храмъ въ Iерусалим и украсить его этими сокровищами, что и было исполнено Соломономъ, кото-
36рый еще значительно увеличилъ храмовыя богатства и украсилъ домъ Господень съ баснословною роскошью. Весь храмъ внутри и стоявшiе въ немъ деревянные херувимы были обложены золотомъ, жертвенникъ былъ золотой, вся храмовая утварь - золотая. Въ перечисленiи послдней поименовываются т же, приблизительно, предметы, какъ и въ Штетинскомъ храм: блюда, ножи, чаши, ложки и пр. Храмъ Сирiйской богини въ Гiераполис, по свидтельству Лукiана, обладалъ чрезвычайными богатствами: сюда прибывали многочисленные дары изъ Аравiи, Финикiи, Вавилонiи, Каппадокiи, Киликiи и Ассирiи. Лукiанъ видлъ сложенныя въ особомъ сокрытомъ помщенiи храма драгоцнныя одъянiя и разные другiе предметы, изготовленные изъ золота и серебра. Серебряными и золотыми чашами, курильницами, внками и другими драгоцнными предметами, приносимыми въ даръ или по обтамъ отъ частныхъ лицъ, изобиловали и главнйшiе храмы греческiе и римскiе, напр.-храмы Аполлона въ Дельфахъ, Зевеса Олимпiйскаго въ Элид, Юпитера Капитолiйскаго въ Рим и др. Изъ такихъ даровъ съ теченiемъ времени образовывались богатйшiя сокровищницы, по временамъ подвергавшiяся разграбленiю и затмъ вновь возстановлявшiяся.
Между предметами храмового обихода у евреевъ называются трубы, какъ въ Штетинскомъ храм 'рога туровъ, приспособленные