года, въ 4-й, 10-й и 30-й дни каждаго мсяца, въ особенности же въ теченiе упомянутыхъ десяти дней, при наступленiи новаго года, также возносятся молитвы къ фраваши.-Такъ и у славянъ до сихъ поръ повсемстно, въ извстные въ году поминальные дни, а также въ извстные промежутки времени посл смерти родственника, въ 9-й, 20-й, 40-й дни и пр. (болгары посщаютъ могилы своихъ родныхъ на 3-й, 9-й, 12-й, 20-й и 40-й дни; затмъ эти посщенiя повторяются черезъ 3, 6, 9 и 12 мсяцевъ) совершаются дома или на могилахъ своеобразные обряды,
24составная часть которыхъ заключается во-первыхъ въ утощенiи умершихъ виномъ, пивомъ, блинами и другими яствами, которыя ставятся на столъ (или мечутся подъ столъ), когда поминовенiе происходитъ дома, или же кладутся или выливаются на могилу, когда оно совершается на кладбищ, и во-вторыхъ- въ слдующей за тмъ поминальной трапез.
'Въ Троицкую субботу', по словамъ Стоглава (1550 г.), 'по селомъ и погостамъ сходятся мужи и жены на жальникахъ и плачутся по гробомъ умершихъ съ великимъ воплемъ'. Прекрасной иллюстрацiей къ этому свидтельству могутъ служить слова Олеарiя, путешествовавшаго пo Россiи въ 30-хъ годахъ XVII столтiя и описавшаго поминки, происходившiя въ Троицкую же субботу на русскомъ кладбищ въ Нарв: 'кладбище было наполнено русскими женщинами, разстилавшими на могилахъ и надгробныхъ памятникахъ прекрасно вышитые пестрые платки; на платки ставились блюда съ блинами и пирогами, рыбой и крашеными яйцами; он частью стояли у могилы, частью лежали распростертыми на нихъ, выли и вопили, обращая разные вопросы къ покойникамъ. Менецiй (въ начал XVI вка), разсказывая о поминальныхъ обрядахъ русскихъ на нашей западной окраин, говоритъ, что во время поминальной трапезы (происходившей на дому) бросали подъ столъ по кусочку отъ кушанiй, также выливали пиво, какъ угощенiе душамъ умершихъ. Если что-нибудь състное случайно падало со стола на полъ, то упавшее не поднималось, а оставлялось, какъ говорилъ народъ, въ пользу умершихъ. По окончанiи же пиршества, знахарь выметалъ изъ избы метлою души умершихъ, произнося: 'ли-пили, душечки, а теперь ступайте вонъ, вонъ!' И нын еще блоруссы, въ осеннiй поминальный праздникъ, садясь за трапезу, приглашаютъ души умершихъ (дзядовъ-ддовъ) прилетть къ нимъ:
'Святы дзяды, зовемъ васъ: ходзице до насъ!
Есць тутъ усё, что Богъ дау,
Чимъ только хата богата,
Просимъ васъ, ляцице (=летите) до насъ!'
По окончанiи ужина встаютъ изъ-за стола, молятся Богу расходятся, приговаривая:
'Святые дзяды, ляцице цеперъ до неба!'
25Въ нкоторыхъ мстахъ Великой Руси, когда совершаются годовыя поминки на дому въ честь всхъ усопшихъ родичей, незримо присутствующихъ при этомъ обряд, хозяинъ, по окончанiи трапезы, открываетъ окно, распускаетъ на улицу кусокъ холста и приглашаетъ покойниковъ возвратиться въ свои загробныя жилища по постланному полотну: 'ступайте съ Богомъ! вотъ тутъ будетъ вамъ помягче!' Болгары, посщая въ указанные выше дни могилу умершаго и принося съ собою угощенiе (вареный ячмень, рисъ, кружку съ виномъ или водкой), уврены, что душа усопшаго присутствуетъ тутъ же и принимаетъ съ признательностью приношенiя. Далматскiе морлаки, по свидтельству Фортиса (XVIII в.), совершали поминки по умершемъ въ каждый праздникъ въ теченiе цлаго года: женщины, приходя на могилу, орошали ее слезами, украшали цвтами, посыпали душистыми травами. Если по какой-либо причин приходилось пропускать праздникъ безъ отправленiя поминокъ, то он извинялись въ томъ передъ покойникомъ, бесдуя съ нимъ, какъ съ живымъ, и давая ему подробный отчетъ о причинахъ, принудившихъ ихъ не исполнить, по отношенiю къ нему, своего долга. Во всхъ данныхъ случаяхъ обнаруживается существованiе въ сознаннiи народовъ славянскаго племени древне-арiйскаго представленiя о тсныхъ отношенiяхъ человка къ усопшимъ его родичамъ.
Не останавливаясь на боле подробномъ описанiи угощенiй мертвыхъ, которое завело бы меня слишкомъ далеко, ограничусь приведенiемъ слдующихъ словъ мусульманскаго писателя первой половины X вка, Ибнъ-Дасты, свидтельствующихъ о древности у славянъ-язычниковъ обряда поминовенiя мертвыхъ: 'черезъ годъ по смерти покойнаго берутъ (славяне) кувшиновъ двадцать меду, иногда нсколько больше, а иногда нсколько меньше, и несутъ ихъ на тотъ холмъ (на которомъ стоялъ сосудъ съ пепломъ сожженнаго мертвеца), гд собирается семейство покойнаго, дятъ, пъютъ и затмъ расходятся'. По словамъ Феофилакта (ок. 629 г.) у варваровъ, подъ именемъ которыхъ Котляревскiй узнаетъ придунайскихъ славянъ,