Александръ Фаминцынъ

Древне - Арiйскiе и древне - Семитскiе элементы въ

на косякъ двери въ конюшн. Съ такою же цлью чехи въ страстной четвергъ (мстами въ страстную пятницу или субботу) зарзываютъ двухъ молодыхъ голубей и кровь ихъ изливаютъ на приготовленныя для прочихъ голубей пшеничныя зерна. Голуби, повшiе этихъ зеренъ, тмъ предохраняются отъ всякихъ невзгодъ. У литовскихъ народовъ жрецъ (вуршкайтъ) возлагалъ руку на обреченное на закланiе жертвенное животное и, заколовъ его, собранную въ чашу кровь распрыскивалъ или окроплялъ ею присутствовавшихъ; остатокъ же крови послднiе длили между собой, и каждый окроплялъ ею у себя дома свою скотину.

--------------------------------------------------------------------------------

[ 3 ] Бож. др. слав. I, 43 и сл.

20

Сравнимъ опять описанные обряды со сходными обрядами нкоторыхъ древнихъ народовъ. У римлянъ въ позднйшiя времена существовалъ заимствованный изъ Фригiи, обычай очищенiя отъ грховъ посредствомъ крови жертвеннаго животнаго (Taurobolia). По словамъ церковнаго писателя Пруденцiя, посвящаемый садился въ яму, которую покрывали пробуравленными, на подобiе ршета, досками. На этихъ доскахъ закалывалось жертвенное животное: кровь струей лилась изъ раны черезъ отверстiя въ яму и орошала и обагряла находившагося въ ям; вруюшiй ловилъ ее устами, обмывалъ себ ею лицо, пропитанныя же кровью платья тщательно сберегались. Этому кровавому крещенiю приписывалась очистительная сила 'возрожденiя', какъ свидтельствуютъ нкоторыя древнiя надписи. Перехожу къ обрядамъ кровнаго жертвоприношенiя, предписаннымъ Моvсеемъ: прежде чмъ рзать животное, жертвователь возлагалъ на него свою руку (какъ литовскiй вуршкайтъ, см. выше). Возложенiе одной или обихъ рукъ на голову жертвеннаго животнаго имло значенiе перенесенiя на послднее грховъ, во искупленiе которыхъ совершалось жертвоприношенiе: 'возложитъ руку свою на голову жертвы за грхъ и заколетъ ее за грхъ', предписывалъ Господь Моvсею, или въ другомъ мст: 'возложитъ Ааронъ об руки свои на голову живого козла и исповдаетъ надъ нимъ вс беззаконiя сыновъ израилевыхъ, и вс преступленiи ихъ, вс грхи ихъ, и возложитъ ихъ на голову козла... и понесетъ козелъ на себ вс беззаконiя ихъ'. По закланiи козла, собиралась въ чашу истекавшая изъ раны кровь; право собирать кровь принадлежало одному священнику. Обходя кругомъ алтаря съ упомянутою чашею въ рукахъ, онъ окроплялъ кровью или обмазывалъ ею рога, ножки, углы и стнки алтаря, а остальную выливалъ на стнку алтаря или у его подножiя. Крови приписывалась способность омывать отъ грховъ народъ, очищать отъ преступленiй народа святилище и жертвенникъ. Кровь жертвеннаго агнца употреблялась евреями и при посвященiи въ священническiй санъ: ею окроплялось ухо и большой палецъ руки и ноги посвящаемаго и одежда его. Сходный обрядъ совершался евреями и при очищенiи человка отъ грховъ. Рядомъ съ упомянутыми обрядами встрчается у евреевъ и простое окропленiе народа жертвенною кровью изъ чаши, какъ у древнихъ славянъ и литовцевъ.

21

Важная роль, которую играла у евреевъ кровь, объясняется тмъ, что, по представленiю ихъ, въ крови заключалась душа животнаго; вотъ почему одни только священники имли право собирать жертвенную кровь, и строго запрещалось закономъ вкушать кровь: 'Душа тла въ крови', говорилъ Господь Моvсею: 'Я назначилъ ее вамъ для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сiя душу очищаетъ... Не шьте крови ни изъ какого тла, потому что душа всякаго тла есть кровь его; всякiй, кто будетъ сть ее, истребится', или: 'строго наблюдай, чтобы не сть крови, потому что кровь есть душа; не шь души вмст съ мясомъ, не шь ея, выливай ее на землю, какъ воду'.

Посл всего сказаннаго становится яснымъ, отчего и древнiе славяне (въ особенности балтiйскiе), и народы литовскiе, врованiя которыхъ находятся въ тсной связи съ древнйшими преданiями человчества, придавали столь важное значенiе жертвенной крови. Душа жертвеннаго животнаго, въ вид крови его, очищала отъ грховъ и козней злой силы народъ, который жрецъ окроплялъ кровью; она же ограждала окропляемый скотъ отъ всякихъ невзгодъ и бдствiй. Душа жертвеннаго животнаго, проникая въ уста балтiйско-славянскаго жреца, въ вид крови, которую онъ испивалъ, пробуждала въ немъ духъ прорицанiя. На томъ же, безъ сомннiя, основанiи Одиссей, прибывъ въ царство мертвыхъ, закалываетъ овецъ и предлагаеть 'черную кровь' ихъ тнямъ умершихъ, которыя, напившись ея, получаютъ вновь сознанiе и 'способность вщатъ истину'.

При 'мирныхъ жертвоприношенiяхъ' евреевъ главную часть обряда составляло yбieнiе жертвеннаго