Семир

Потоки Индии

вред. Однако на сей раз, по контрасту с радостной ясностью храма Матери, мой уход в идеи был чрезмерным. Процесс движения мысли в потоке знакомых слов и образов дает порой просто бешеное ускорение. Как уверяет Махабхарата, когда рассудок-манас сливается с чувствами-индриями, это как раз и порождает страсть. И когда мой разогнавшийся ум, устремившийся в интеллектуальный процесс, стал уставать от своего галопа, это стало усиливать депрессию.

Да и без этого -- не очень приятно пребывать в сфере мысли, особенно переключившись на неё от возвышенных ощущений: это рождает чувство отстраненности, пустоты и разлуки с Богом. С наиболее возвышенной точки зрения, это собственно сфера небесной свободы архетипа Водолея: где действует миф об отделении Неба от Земли. Или нисхождение в подземный мир знака Девы, если говорить о конкретных мыслях. Я люблю мысль в любом её виде, и мне было всё равно, что испытывать, но часа через два я подумала о группе: ведь атмосфера-то общая, что ж я делаю?-- 'Да у тебя просто мания величия,-- утешила меня подруга-Рак, когда я уже потом решила взглянуть на ситуацию со стороны.-- Может нам всем тогда дружно захотелось впасть во мрак?'

Действительно: мрак у каждого свой, и осознание тоже -- хотя в том тесном взаимодействии, к которому успешно приближал нас Свами Ди -- а точнее, к которому душе самой естественно стремиться, начинает действовать правило -- один за всех и все за одного. Мне почему-то кажется, что может быть достаточно даже чувств одного, чтобы чувствовали все; и чтоб видели все -- достаточно, чтоб видел один. Но чаще всего -- это иллюзия, и может, я забегаю вперёд и недоучитываю индивидуальные предохранители души: которые в нормальном варианте не допускают туда то, что ей не нужно.-- В любом случае, слишком долго так продолжаться не могло, и соседки мне сказала: 'Сим-сим, хватит молчать, спой что-нибудь!' И я начала с 'Надежды': 'светит незнакомая звезда'. Эта песня стала главным хитом нашей поездки ещё тогда, когда наш автобус по дороге в ашрам, от усталости впав в пионерское детство, пугал своим ораньем тихие мусульманские городки Индии. Хотя потом мы чаще просили водителя включить бесконечную индийскую музыку.

А закончила -- 'Христос воскресе из мертвых': это был вечер православной Пасхи, и все мы по культуре и до мозга костей были христиане, которым от рациональности никуда не деться. Меня и вправду не раз поражало, насколько индуизм религиозно и психически похож на православие: прежде всего своей прямой аппеляцией к вере (и чудесам, которые она творит). До поездки в Индию мне приснился странный сон: будто бы я иду по тесным улочкам Иерусалима, и вижу огороженное место с табличкой: 'Здесь будет построен храм'. А потом из высокого окна гостиницы вдруг вижу: он уже стоит, и это вертикальная пирамида индуистского храма -- типа храма Джаганатха. Я думаю: такого не может быть! -- и он исчезает, а потом мне становится жалко этого, и он появляется вновь, но от моего неверия его крыша скрыта в тумане облака...

Но, конечно, между религиями есть и довольно сильные отличия: например, вино для индусов -- самый типичный символ порока, а в России оно несет религиозный и психологический смысл приобщения к божественному: даже если это просто пьянка. Вот и политика, тоже... Мне известно у нас лишь одно индуистское направление, которому не чужда политика -- Ананда Марга: и в Индии его не любят (об этом предупреждают сами анандамарговцы, и Свами Ди тоже это подтвердил).

Ещё напоследок остановлюсь на индуистской идее перевоплощений: которая за пребывание в Индии меня порядком достала.

'Мне кажется, что я влюблена в йога (молодого приятеля Свами) -- как в своего сына,-- говорила молодая женщина.-- Значит ли это, что в прошлом перевоплощении я была его матерью?' -- Свами ответил: возможно, как обычно соглашаясь со всем, что мы говорили. Но я видела, что этот ответ её не вполне удовлетворил. 'Так это не значит, что я сошла с ума?'-- спросила она. 'В некотором роде, мы все сумасшедшие,-- улыбнулся Свами,-- иначе что бы мы тут делали?' Это мне как-то не понравилось: ничего близкого к сумасшествию в ашраме не было: всё же регулярные медитации очищают как тело, так и ум, от тех заблуждений, которые путают наши мысли, даже если мы о них не знаем,-- и я продолжила: 'Мне кажется, не существует полного перевоплощения, или очень редко. С точки зрения астрологии или психологии архетипов есть устойчивые части души: они составляют целое различным образом. Это более сложный процесс.' 'Да...-- сказал Свами Ди, поглядев куда-то в