Имя, как и любое слово языка, являет собой некий образ, основанный как на его значении, так и на его звучании. И та вибрация ритмов космоса, которую схематически представляет личный гороскоп человека, тоже может быть выражена через звуковой образ. Если звучание имени резонирует с внутренней (астрологической) заданностью человека, оно способствует максимальному раскрытию его потенциала. Имя же, не имеющее такого резонанса, наоборот, притушевывает яркость личности. И тогда бывает, что человек недоволен своим именем, поскольку тот импульс, который ведет его изнутри, не соответствует тому, который он получает от окружающих, обращающихся к нему по имени.
До 1917 года существовала традиция давать имя на основании церковного календаря. Сейчас же святцы помогают мало, так как имена, приведенные там, в большинстве своем вышли из употребления. Для современного звукового строя русского языка они часто звучат архаично, так как язык живет своей жизнью и с течением времени изменяется, замещая одни характерные звуковые формы другими. И потому многие из этих имен, даже если мы постараемся их использовать из культурно-религиозных соображений, не смогут снова войти в привычный лексикон русского языка. Кроме того, выбор имен в святцах достаточно ограничен, в особенности женских, которых там значительно меньше мужских.
Универсальной эту систему назвать нельзя и по другим причинам. Система именования людей по праздникам христианских святых и преподобных досталась нам в наследство от древних традиций называния детей по праздникам языческих богов. И можно сказать, что изначально имя каждого святого оказывалось не случайно связанным с тем днем, которому оно соответствовало: празник, знаменовавший определенное жизненное событие, фиксировал ритмы одной из точек годового цикла, отражая закономерности космического природного круговорота. Но позднее, вследствие изменения календаря и стиля, ошибок и неоднократных переделываний святцев (последнее из них имело место в XIX веке), а также достаточно формального введения в святцы в пору позднего христианства имен высокопоставленных чинов церкви, чистота и непосредственность этой связи была нарушена. Имена, данные в святцах, сейчас редко доносят тот природный ритм времени года, к которому они отнесены. Об этом говорит, например, большая повторяемость имен в разные дни года. Например, имя Иван встречается в святцах до 100 раз. С другой стороны, святцы не затрагивают большого пласта славянских имен дохристианского периода, воскресших в наши дни, не говоря о заимствованных в последнее время восточных и западных именах, а также вновь созданных.
Три компонента, составляющие современный словарь имен,- это славянские языческие, христианские и заимствованные, в основном западные. Придерживаться какой-либо одной традиции было бы значительным сужением нынешнего, и без того небольшого, состава русских имен. Для примера можно сказать, что такие популярные в наше время имена, как Светлана, Влада, Радмила, Злата, Снежана, Руслан - языческие, а Алиса, Белла, Эльвира, Альбина, Эдуард и многие другие - новые, заимствованные.
Но как найти имя, соответствующее человеку? Как можно по-новому подойти к раскрытию образа имени и его исконного внутреннего смысла?
В этом может помочь астрология, разработавшая на протяжении веков богатую систему образов мира. Астрология -- наука об аналогиях, исследующая то, как невидимое отражается в явном, космическое -- в земном. В мире образы разрозненны, но наше сознание связывает их, и астрология, опираясь на свой древний догмат 'Что в небесах, то и на Земле', позволяет выявить присутствующие в окружающем нас мире универсальные взаимосвязи.
За каждым образом гороскопа, описывающим определенный тип личности, стоит своя цветовая гамма, поскольку каждый цвет, в свою очередь, имеет определенное психологическое значние. В наше время эту связь подробно изучает специальная наука - цветопсихология, получающая в мире все более широкое распространение. Звук также имеет психологическую и цветовую характеристику, и исследованием этих закономерностей занимались многие древние учения, философы, литераторы и лингвисты разных времен и народов, ища за звучанием слов и имен тайный и явный смысл, воздействующий на человека. В нашей стране интерес к этому вопросу прояляли символисты и эзотеристы начала века (В.Хлебников, П.Флоренский и др.), а в 70-е годы в этой области достигла успехов экспериментальная группа психолингвистики А.П.Журавлева, которая статистически доказала объективность цветовых и психологических