языке и написана Тора.
Ступени постижения - последовательные уровни ощущения Творца, составляющие как
бы лестницу от нашего мира вверх. Наинизшая ступень этой лестницы, называемая
'махсом', настолько скрывает от нас все духовные силы, что у человека совершенно
отсутствует всякое их ощущение, и потому источник жизни и ее цель он
пытается найти в своем мире.
Свет в духовных мирах - передача информации, чувств, наслаждений осуществляется
посредством распространения или исчезновения духовной субстанции, называемой
светом (по аналогии со светом в нашем мире, дающем жизнь, тепло и т.д. или свет
мысли, прояснения, просветления).
Право на существование - каждая вещь в нашем мире - хорошее и плохое, и даже
самое вредное - имеет право на существование. Но возложена на нас возможность
исправления и улучшения. Нет ничего лишнего, ненужного. И все для блага человека
в прямом смысле (хорошие вещи) или обратном ('плохие'), чтобы, исправив себя,мы
нейтрализовали их вредное воздействие.
Исправление - Создатель не закончил создание нашего мира. Его дополнение до
совершенного, целого, возложено на нас. Как горек плод в период созревания,
таким видим мы наш мир. Его исправление - наша задача и цель.
Вознаграждение - наслаждение (вкус созревшего плода). В человеческих силах
влиять лишь на самого себя и ни на что внешнее. Поэтому исправление возможно
лишь самоусовершенствованием каждого.
Два пути исправления - путь принятия физических и духовных законов Торы к
исполнению каждым, в первую очередь - любовь, сочувствие к ближнему, называется
путь Торы. Он является предпочтительным и со стороны Творца, поскольку его цель
доставить радость творениям на всех стадиях их существования (горечи плода мы
в таком случае не чувствуем).
Путь страданий - путем проб и ошибок в течение определенного времени (6000 лет)
все равно придти всем человечеством к необходимости исполнения законов Творения.
Каббалист - каждый в нашем мире, кто путем изучения и выполнения законов Торы в
физическом и, особенно, в духовном их смысле, достигает ощущения Творца и Его
действий и развивает себя духовно, именно изучением Каббалы, настолько, что сам
становится частью духовных миров путем духовного соответствия им, со
всеми вытекающими последствиями
Заповедь - свеча, а Тора - свет - есть две стадии выполнения законов Торы.
Первая - воспитательная, когда человек приучается автоматически выполнять 613
заповедей, изучает условия их точного физического выполнения.
Но есть иной уровень выполнения заповедей - духовный: душа человека состоит из
613 желаний. Исправляя каждое из них с ее эгоистического применения 'ради себя'
на альтруистическое применение 'ради Творца', человек получает в каждое
исправленное желание соответствующий этому желанию, заповеди свет Создателя, Его
ощущение,ощущение слияния с Ним. Исправление желаний называется выполнением
заповедей. Свет, получаемый в исправленные желания, называется свет Торы (свет
свечи). Тора - это совокупный свет, который должен наполнить всю исправленную
душу.
Постижение - путем внутренней работы над собой, изучением характера и свойств
духовных объектов. Необходимо предупредить, что речь идет не о психологических
ощущениях типа 'полета', не о фантазиях и внушениях, а о действительном подъеме
в мир, материал которого духовен, то есть выше и вне всяких связей с
человеческим психологическим восприятием.
Наслаждение - возможно, лишь если есть желание и стремление. Желание возможно
при условии, что наслаждение известно. Стремление возможно лишь при отсутствии
наслаждения в данный момент. Кто сидит, не наслаждается от этого, кто не выходит
из тюрьмы, не наслаждается свободой, здоровье может оценить лишь больной.
И желание, и стремление мы получаем от Творца.
Единственно созданное в Творении - чувство недостатка - чего нет в Творце. И чем
больше человек, тем больше это чувство у него. А у детей и простых людей оно
весьма ограничено. Настоящий человек - хочет весь мир - и так до последнего дня.
А мудрый - хочет не только наш мир, но и все другие миры.
Поговорка из Торы: 'Богат - кто удовлетворяется тем, что у него есть' - говорит
о пути исправления, а не о величине желания. Желание и стремление вместе
называются в Каббале кли (сосуд). Само же наслаждение - ор (свет) исходит от
Творца.
Чувство наслаждения - свет входит в сосуд (ощущается сосудом) в зависимости от
соответствия свойств сосуда и света. Чем ближе эти свойства, то есть чем больше
способность сосуда положительно влиять, любить, радовать, и