Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

нами. И

получается, что добровольно или через страдания, в этой или одной из

последующих жизней, в результате воздействия физических, социальных,

экономических сил, каждый из нас и все человечество в целом будет

вынуждено принять цель Творения за цель жизни.

В конце поколений все достигнут одной цели. Разница лишь в пути - идущий к

этой цели добровольно, сознательно, получает двойной выигрыш - наслаждение

от слияния с Творцом вместо страданий - и в чувствах и во времени.

Драма состоит в том, что человечество еще не представляет себе несчастий,

предстоящих ему - ведь цель поставлена, и законы Торы неизменны. И личные,

каждодневные страдания и периодические, глобальные катастрофы толкают

каждого из нас на осознание необходимости выполнения Заповедей Создателя -

искоренение эгоизма, зависти, развитие чувства сострадания, взаимопомощи,

любви.

8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Понятие независимости определяет всю жизнь человека. Животные, лишившись

свободы, если не погибают, то уж, как правило, хиреют. И это верный

признак того, что природа и управление ею из духовного мира не согласны ни

на какой вид рабства. И не случайно поэтому последние сотни лет много

крови пролило человечество, завоевывая личности относительную свободу.

Но все же мы довольно расплывчато представляем себе свободу и

независимость, потому как предполагаем, что у каждого из нас существует

внутренняя потребность в них, которую каждый сможет использовать по своей

воле и желанию.

Однако, присмотревшись к действиям человека, мы обнаружим, что они

продиктованы необходимостью, и нет у него никакой свободы воли. И это

оттого, что внешнее управление осуществляется воздействием на человека

двумя чувствами - наслаждением или болью (счастьем или страданием). У

животного нет никакого свободного выбора.

Преимущество же человека над животным в том, что человек сознательно

предпочитает вытерпеть боль, зная, что в дальнейшем его ждет удовольствие,

как, например, больной соглашается на болезненную операцию, зная, что это

приведет к улучшению его состояния.

Однако этот выбор - не более, чем деловой расчет, где оценивается

возможное в будущем удовольствие относительно страдания. То есть простым

арифметическим действием из величины будущего удовольствия вычитается

величина страдания и их разность диктует выбор человеку. А если

достигнутое удовольствие меньше ожидаемого - это доставляет человеку

страдание, а не радость.

Лишь притягательная сила наслаждения руководит человеком и животными, и

через нее происходит управление всем живым на всех стадиях и уровнях

жизни, и поэтому нет никакой разницы между ними, поскольку свобода воли не

зависит от разума. И более того, даже выбор характера наслаждения не

зависит от свободного выбора личности, а диктуется нормами и вкусами

общества. И нет совершенно независимого индивидуума, лично, свободно

действующего.

Люди, верующие в управление свыше, ожидают награды или наказания за свои

поступки в будущем мире, а атеисты - в этом. И потому человеку кажется,

что он - свободная личность, самостоятельно живущий и действующий

индивидуум, независимый от внешних сил.

Корень этого явления находится в причинно-следственном законе, действующем

в природе, в целом, и для каждой личности, в частности.

То есть на любой из четырех видов творения: неживое, растительное,

животное, человека - действует закон причинности и цели в каждый момент их

существования в мире. И каждое их состояние определяется действием внешних

причин на выбранную извне цель, будущее состояние.

Любой существующий в мире объект постоянно развивается (то есть оставляет

прежнюю форму и приобретает новую) под действием 4-х факторов:

1. Происхождения;

2. Путей развития, вытекающих из его природы и потому

неизменных;

3. Путей развития, изменяющихся под действием внешних

факторов;

4. Путей развития, изменения самих внешних факторов.

Первый фактор - происхождение или первичная материя, ее прежняя форма.

Поскольку каждый объект постоянно меняет свою форму, то каждая предыдущая

форма его относительно последующей определяется как первичная, и ее

внутренние свойства,