возможности свободной воле проявить себя во всей полноте. В его понима-
нии индивидуальности во многом являлись активными участниками своих жиз-
ненных путешествий, а не сторонними наблюдателями.
Однако до наших дней теория реинкарнации ложно толкуется как некое
фаталистическое путешествие сквозь переживания, которые становятся нашими
по воле 'кармы'. В свете этих воззрений все решения, принятые нами в прош-
лом, остаются словно высеченными на камне в нашем будущем. Таким образом,
жизнь становится просто механическим передвижением. Безусловно, это не
кейсовский подход к карме.
Слово карма на санскрите означает 'действие', 'работу', 'поступок'.
Этот термин также можно интерпретировать как 'причину и следствие'. Чтения
Кейса, согласуясь с этой концепцией, сделали бесценный вклад в философию:
было дано определение кармы как памяти. Не существует 'долгов' из прошлых
жизней, которые следует платить по Вселенским Счетам, добрые и злые пос-
тупки далекого прошлого не обязательно создают условия жизни нынешней.
Карма - это память. Огромное количество информации из прошлого переходит в
настоящее благодаря работе подсознания. Здесь присутствуют положительные
элементы наряду с теми, которые представляются отрицательными. Например,
родственное чувство, внезапно возникающее к незнакомому человеку, являет
ся столь же 'кармическим', как и бессознательная враждебность по отношению
к кому-то другому. Не сомневайтесь, подсознательная память определяет то,
как мы реагируем, какие решения мы принимаем и паже то, как мы смотрим на
мир! Однако компонент свободной воли всегда находится при нас.
Согласно Эдгару Кейсу, после того как индивид умирает, следующее пе-
ревоплощение не происходит мгновенно и его душе дается возможность переос-
мыслить все то, что она узнала. Таким образом, она сама может решать, ка-
кие уроки ей следует пройти, чтобы стать более полноценной сущностью.
Обычно душа решает воплотиться вновь среди людей, знакомых ей по прошлым
жизням. Душе также предстоит решить, в каком теле - мужском или женском -
ей предстоит войти в следующую жизнь, или 'реинкарнацию', как называл ее
Эдгар Кейс. Выбор делается с учетом того, какие уроки являются наиболее
ценными для души на данном этапе. Душа избирает то окружение (родителей,
родственников, место и время рождения), которое предоставит ей максимум
возможностей пройти необходимые уроки и осуществить намеченные цели. Ос-
новной целью души на земном плане является выражение любви при любых испы-
таниях, предлагаемых ей жизнью. Однако наши переживания зависят от выбора,
сделанного свободной волей.
Благодаря свободной воле мы можем обратить трудности, которые посыла-
ет нам жизнь, в ступени, по которым будет подниматься вверх наша душа, но
можем также и видеть в них лишь преграды и камни преткновения. В любом
случае, мы пожинаем то, что сеем. Мы постоянно сталкиваемся с последствия-
ми предшествующих поступков и решений.
Одним из интересных аспектов реинкарнаций является тот факт, что та-
ланты и навыки никогда не теряются. Человек, научившийся чему-нибудь в
своей жизни, сможет воспользоваться своим умением при следующем воплоще-
нии. Например, многие вундеркинды - скажем, юные музыкальные дарования -
родились с осознанными воспоминаниями о своих способностях, развитых в
прошлых жизнях. Если человек становится в этой жизни прекрасным учите-
лем-лингвистом, возможно, в прошлой жизни он был драматургом, еще раньше -
историком и, вероятно, писцом в далеком прошлом. Способности человека нап-
равляются в том направлении, где он может наилучшим образом выполнить цель
своей жизни.
Еще одним важным философским вкладом кейсовских чтений является идея
о том, что не существует кармы 'между' двумя людьми - карма является стро-
го индивидуальной. Однако хитрость состоит в том, что мы лучше всего при-
ходим к пониманию своей кармической памяти или 'встречаемся с самим собой'
благодаря интеракциям с другими людьми. Именно благодаря этому драматичес-
кому процессу 'встречи с собой' посредством знакомства с другими людьми
человек часто начинает усматривать угрозу и основание для беспокойства в
'них', вместо того чтобы почувствовать собственную ответственность.
И все же, несмотря на тот факт, что карма принадлежит лишь ему одно-
му, человек испытывает постоянную тягу к определенным личностям и группам,
позволяющим ему встретиться с собой при особых