когда же Валаам рассказал все, Бог запретил ему идти с ними:
Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. (Чис., 22, 12)
Утром Валаам отказался идти с послами, сославшись на волю Божью.
Валак же не успокоился и послал новое, более почетное, посольство к Валааму, обещая великие почести и награды. Валаам ответил послам, что, несмотря на серебро и золото, которое обещают ему, он не может «преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу», и опять оставил их ночевать, надеясь на изменение воли Божьей. Ночью Бог, снова явившись Валааму, и видя настойчивость послов Валака, разрешил ему идти с ними, приказав Валааму делать лишь то, что Бог будет ему говорить. Наутро Валаам сел на ослицу и отправился с послами. Можно предположить, что Господь, видя упорное желание Валака нанести вред народу Израиля и тайное желание Валаама заработать почести и деньги, решил использовать Свою силу, чтобы образумить первого и дать возможность вернуться на праведный путь второму.
Чтобы показать всю тщетность попыток Валаама обойти Божественную волю, Бог лишает его пророческого видения, но награждает им ослицу, которая трижды спасает жизнь Валаама, получая лишь побои. Видение и разум Валаама находились в таком состоянии, что даже когда Господь дал речь ослице, Валаам не удивился. Лишь, когда Господь открыл глаза Валааму, и тот увидел перед собой Ангела с мечом, преграждавшего дорогу, Валаам «преклонился и пал на лице свое».
«За что ты бил ослицу свою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною;» –
говорит Ангел, подразумевая, что в глубине души Валаам не оставил надежду изменить отношение Бога к Израилю.
« … и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.»
(Чис., 22, 32-33)
Ослица, обладая даром видения, знала, что Ангел ей ничем не угрожает, а угрожает жизни ее хозяина, но, Ангел внушает это Валааму, даже это животное
служит своему хозяину лучше, чем Валаам Богу.
И сказал Валаам Ангелу Господню: «Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь». (Чис., 22, 34)
Валаам сделал вид, что не понял, о чем говорит Ангел, и покаялся в том, что несправедливо наказывал ослицу. Ангел же повторно предупреждает Валаама, чтобы он говорил лишь то, что Господь вложит в его уста.
Валаам предупредил встретившего его Валака, что сможет говорить лишь то, что вложит в его уста Бог. В случае с Валаамом Господь использовал Свой Дух для того, чтобы дать возможность этому грешному человеку, но большому пророку, вернуться на путь духовного служения. Духом Своим Господь дал Валааму соприкоснуться с делами Его в народе Израилевом. Осознав величие дел этих и цели их, Валаам мог изменить свою жизнь.
Валаам приказал Валаку построить семь жертвенников, и вознесли они во всесожжение по тельцу и овну на каждом жертвеннике. Валаам же пошел на вершину холма узнать волю Бога.
И встретился Бог с Валаамом, и сказал ему Валаам: «Семь жертвенников устроил я и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике». И вложил Господь слово в уста Валаамовы и сказал: «Возвратись к Валаку и так говори». (Чис., 23, 4-5)
Во всех случаях Валаам ведет себя с Богом, как с человеком: богатыми жертвами (с человеческой точки зрения), о которых он еще и сообщает Богу, он ищет расположения Его. И вот, в Духе Божьем, он возвращается к Валаку и князьям Моавитским и подтверждает, что он не может пойти против воли Бога, который защищает народ Израиля.
С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот народ живет отдельно и между народами не числится. (Чис., 23, 9)
Народ Израиля «между народами не числится» потому, что он не должен был существовать в рамках естественного исторического развития. Это народ, сотворенный Богом от одного человека, и если бы не благословение Божье на нем, он быстро бы исчез. Все бедствия и испытания, выпавшие на долю его к этому времени, только очищали его от «примесей», укрепляли его единство и духовность. Он «живет отдельно», то есть этот народ уже сейчас резко отличается по своему духовному состоянию от окружающих его языческих народов. И находясь в Духе, Валаам с восхищением говорит о народе Израилевом и его судьбе:
Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!
(Чис., 23, 10)
И сказал Валак Валааму: «Что ты со мной делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть