твоей, в которую Ты вписал». Господь сказал Моисею: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, сойди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою». (Исх., 32, 31-34)
Моисей, который не мыслит себе жизни отдельно от народа, молит Господа и готов на смерть со своим народом, если он не будет прощен. Но Господь не принимает его жертвы и велит ему со своим народом уйти, обещая, что пошлет перед ними Ангела и изгонит народы с их земли. Мор, какой послал Господь в наказание на народ, и весть о том, что Господь не пойдет с народом Израиля, заставила людей осознать, какой грех совершили, и они, в знак раскаяния, сняли свои украшения.
Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его Скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в Скинию собрания, находившуюся вне стана. (Исх., 33, 7)
Когда же Моисей входил в Скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в Скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в Скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; (Исх., 33, 9-11)
Народ согрешил, но греха Моисея в этом не было, и Господь продолжал общаться с Моисеем. Люди же пытались загладить свой грех и поклонялись Господу издали, от своих шатров. Общение Моисея с Господом «лицом к лицу»
говорит, прежде всего, о высочайшей чистоте и духовности Моисея. Такого общения больше не удостоился ни один пророк.
Прошло некоторое время, и на вопрос Моисея, кого Господь пошлет с народом Израиля, Он ответил:
Господь сказал ему: «Сам Я пойду пред тобою и введу тебя в покой».
Моисей сказал Ему: «Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих?» (Исх., 33, 14-15)
И сказал Господь Моисею: «И то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в глазах Моих, и Я знаю тебя по имени». (Исх., 33, 17)
Господь знает весь будущий путь, и смерть Моисея на границе Ханаана, и, поскольку Моисей своим духовным уровнем резко отличается от других, то Господь, ради Моисея, соглашается Сам вести народ. Раскаяние народа и высокая духовная и нравственная чистота Моисея смягчили Господа, и Он согласился вести народ Израиля, а Моисей был удостоен увидеть Славу Господню и услышать имя Его.
И сказал Господь Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;»
(Исх., 34, 1)
И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». (Исх., 34, 4-7)
Если первое вручение скрижалей происходило в праздничной обстановке и народ ожидал Моисея у подножия горы, то сейчас даже стадам было запрещено приближаться к подножию горы. Но отношение к Моисею у Господа не изменилось, более того, самоотверженная готовность Моисея пожертвовать ради народа вечной жизнью, усилила благоволение Господа к нему. Господь прошел перед Моисеем и объявил ему двенадцать (в классических иудейских комментариях говорится о тринадцати) своих имен, составляющих в совокупности полноту и совершенство милосердия Господа. Первое имя – Господь, Господь, которое считается в этих комментариях как первое и второе, есть одно, и является раскрытием имени Элогим, выражающего единство духовной и материальной стороны мира. Имя Господь, Господь отражает две стороны влияния на мир, духовное и материальное единство которого содержит имя Бог. Значение его можно понять так: Я, Господь приближаю, Я, Господь и изгоняю. Можно спросить, как же изгнание соотносится с милосердием? Начиная с Адама, когда человек вступил на путь познания добра и зла, Господь никогда не оставлял человека своим вниманием, потому что из двух путей учения человек выбрал самый тяжелый – через познание добра и зла. Одна школа возможна была в Эдеме, пред лицом