для укрепления веры народа, обещает Моисею явиться в облаке и говорить с ним с горы, чтобы весь народ слышал это. Для этой встречи народ должен подготовить себя: очиститься внешне и внутренне, подавить в себе низменные инстинкты – не прикасаться в эти дни к женщинам. В эти три дня, предшествующие Богоявлению, народ должен, хотя бы на время, духовно возвыситься. Но так как народ еще остается нечистым, а явление Божественного Присутствия освящает гору Синай, то прикосновение нечистого человека или животного приносит нечистоту в святое место, и это наказывается смертью. Чтобы эта нечистота не перешла на людей, наказание производится без прикосновения – камнями или стрелами.
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, взошел Моисей. (Исх., 19, 16-20)
Божественное Присутствие на горе Синай проявлялось во всем диапазоне человеческих чувств, и призвано было, максимально возможным способом (на грани смерти), закрепить в народе заповеди, законы и повеления Божьи, которые станут основой жизни народа Израиля. Так как большинство людей были нечистыми, и при приближении к горе могли погибнуть, то было приказано не приближаться к горе и не смотреть на вершину. Степень близости к Богу определялась волей Бога, а также ритуальной и духовной чистотой человека. Моисей спустился к народу и рассказал им повеления Божьи.
И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни, день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего. (Исх., 20, 1-17)
Заповеди, данные Господом Моисею на горе Синай, являются первыми ступенями духовной лестницы ведущей человека к Богу. Представим себе, что эти заповеди расположены между Богом и человеком в той очередности, в какой они даны: первая заповедь ближайшая к Богу, а последняя, соответственно, ближайшая к человеку. Для человека, начинающего свой путь к Богу, порядок заповедей будет обратным, и именно таким для человека он и должен быть. На это указывает и последняя заповедь, которая читается с конца в согласии с содержанием всех предыдущих.
«Не желай ничего, что у ближнего твоего, …» – обуздай свою животную основу, овладей своими страстями и желаниями, и тогда ты не будешь клеветать на других, не будешь красть и прелюбодействовать, и, наконец, не будешь убивать.
«Почитай отца твоего и мать твою, …» - каждый народ может только тогда рассчитывать на долгую историческую жизнь, когда существует прочная связь и духовная преемственность поколений. Эта тесная духовная связь составляет силу народа и каждого отдельного человека, являясь основой выживания. Почтение к отцу и матери является фундаментом