Господь Моисею:
Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; (Исх., 14, 15-16)
Ангел Господний встал позади народа, и египтян объяла тьма, а у израильтян был свет.
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. (Исх., 14, 21-22)
Когда же колесницы и всадники фараона последовали за израильтянами в море, то Моисей, по воле Господа, простер руку свою над морем, и сомкнулись волны и погребли в водах египетскую армию.
И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. (Исх., 14, 31)
Под влиянием этого чуда прежние колебания и сомнения уступают место, на некоторое время, горячей вере во всемогущество Господа, и эта вера находит свое выражение во всеобщем подъеме и благодарственной песне, прославляющей Господа, спасшего народ Израиля. Господь, наказав египтян, сотворил из израильтян народ и внес в этот народ духовность, которая постепенно начала проникать в их, пораженные язычеством, души. Но путь к святости этому народу предстоял долгий.
Моисей увел народ от Красного моря в пустыню, и в течение трех дней они не могли найти воды. После этого они пришли в Мерру, но вода там оказалась горькой, непригодной для питья. Народ опять возроптал, Моисей обратился к Господу, и Господь указал дерево, которое при погружении в воду делало ее пригодной для питья. Это было очередным испытанием народа и его веры.
«Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой». И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. (Исх., 15, 26-27)
Здесь опять показаны уровни отношений Господа с народом Израиля: самая нижняя ступень – соблюдать все уставы, далее - внимать заповедям, делать угодное пред очами Господа, и, наконец, высший уровень – слушаться гласа Господа. Слушать гласа Господа это совсем не значит быть обязательно пророком, но достигнуть такого духовного состояния близости к Богу, которое позволяет в истине оценить дела и слова и выбирать пути.
Господь, выполняя данное обещание, в который раз спасает народ Израиля и ведет его в землю обетованную. Господь сделал этот народ Своим народом, и Он требует от него веры и повиновения, исполнения уставов и законов, чтобы никто из народа не пострадал, как египтяне. Господь помогает и предупреждает, и эта помощь и предупреждения в недалеком будущем оформятся в законе как благословения и проклятия: благословения следующим по пути Господа и проклятия уклоняющимся от пути Его. Если же благословение Господнее пребудет с народом этим, то как был он приведен Господом из пустыни в Елим, с его 12 источниками воды и 70 финиковыми пальмами, так и став народом священников, двенадцать колен Израилевых станут источником жизни для семидесяти народов, составляющих человечество.
После Елима народ Израиля шел по пустыне и снова возроптал, требуя еды. Господь послал им перепелов и манну, установив первый день отдыха в честь Господа в субботу. Но народ с трудом привыкал соблюдать повеления Господни. Затем они двинулись из пустыни Син и пришли в Рефидим, но опять не было воды.
И укорял народ Моисея, и говорили: «Дайте нам воды пить».
(Исх., 17, 2)
Моисей возопил к Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим? Еще немного и побьют меня камнями». И сказал Господь Моисею: «Пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ». И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. (Исх., 17, 4-6)
Обратим внимание, как Господь выращивает веру в народе Израиля: начиная с Моисея, Аарона и Мариам, Он далее распространяет ее на некоторых старейшин, желающих и идущих за Моисеем к Богу. Но Господь не приказывает привести народ к скале, так как отсутствие веры в народе станет не помощью, а препятствием