не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Спросил и Иаков, говоря: «Скажи мне имя Твое». И Он сказал «На что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно». И благословил его там. (Быт., 32, 24-29)
Рассмотрим это одно из самых важных и таинственных мест Писания вместе с обращением Иакова к Богу. Иаков обращается к Богу «отца моего Авраама!» и Богу «отца моего Исаака!» за помощью, с просьбой защитить его и семью от Исава. И вот, вместо помощи, приходит Некто, Бог Неизвестный, вступающий с Иаковом в борьбу с неизвестным исходом. Совершенно ясно, что под борьбой понимается борьба духовная, так как физическая борьба человека с Богом есть явление совершенно немыслимое. Но даже духовная борьба, в которой выстоял Иаков, кончилась физическим поражением: у него было поражено бедро. С другой стороны и духовная борьба человека с Богом совершенно немыслима, вспомним Вавилонскую башню. Так как во время Иакова настоящее было уже определено, и все обетования были отданы Иакову, и Моисею предстояла встреча с Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, а не Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Исава, то можно сделать предположение, что в ту темную ночь решался вопрос о том, кто будет в будущем открывать «колодец»: духовный потомок Иакова, или духовный потомок Исава? Обратим внимание, что Иаков предвосхитил судьбу своих потомков, он пережил изгнание, а сейчас шел период возвращения на родину предков, и именно на этом пути он «боролся с Богом».
Неправильно думать, что для нас этот эпизод является лишь отзвуком древних преданий, ибо слово у Господа есть семя, из которого произрастает великое дерево, цветущее и плодоносящее в нужное время. Открываясь Моисею, Господь говорит:
Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!
(Исх., 3, 6)
А посылая Моисея в Египет, Господь говорит:
Так скажи сынам Израилевым: «Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род». (Исх., 3, 15)
«Бог отцов ваших», ибо Он един, а «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», потому что эпохи, связанные с именами людей, чьими прообразами являются Авраам, Исаак и Иаков хотя и решают одну задачу: Возвращения человечества к Богу, но разнесены по времени на тысячи лет.
Отметим, что показанное, но незавершенное действие с патриархами в Писании, обязательно завершится в будущем с человеком, чьим прообразом патриарх является. Это относилось, во первых к жертвоприношению Исаака, который на алтаре не умер, хотя был близок к смерти, а Иисус Христос умер. Аналогичные два незавершенных события, которые должны получить свое завершение в будущем, произошли с Иаковом: угроза жизни со стороны Исава, и «борьба с неизвестным» Богом. Эти события завершатся, соответственно, на
исторической и духовной линии.
Авраам заключил соглашение с Богом от своего имени и от имени всех своих потомков, и результатом этого соглашения было, в том числе, изменение имени. Авраам выполнил свое предназначение на земле, и Господь, обращаясь в Вирсавии к Исааку, сказал: « Я Бог отца твоего Авраама». Когда Исаак благословляет Иакова и отправляет его к Лавану, то в Вефиле Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог отца твоего Авраама, Бог Исаака». С благословением Иакова было выполнено и земное предназначение Исаака. Соглашение с Авраамом было подтверждено и дополнено соглашением с Исааком, а потом эти два соглашения были дополнены соглашением с Иаковом.
Вспомним, что Авраам был скотоводом и строил алтари, Исаак был земледельцем и рыл колодцы, Иаков с сыновьями пас стада. Символически путь от Авраама до Иакова есть путь от жреческого служения Богу до пастырского служения – духовного и нравственного воспитания народа.
Место, где Иаков боролся с Богом, он назвал Пенуэл и сказал:
« … я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. (Быт., 32, 31)
Солнце в тот момент освещало не только Иакова, но и будущих его потомков, вышедших из Египта, людей собравшихся слушать Нагорную проповедь Иисуса Христа, и других людей, в еще более отдаленном будущем.
Встреча с Исавом была мирной, но опасения все равно оставались в душе Иакова и они разошлись в разные стороны. Эта встреча еще раз подтвердила, что они совершенно чужие друг другу и у каждого своя дорога. Придя в Сихем, Иаков купил поле перед городом и поставил там алтарь для поклонения Богу,
и назвал это место «Эл, Бог Израиля», хотя идолы все еще оставались