камень закрывал источник истины и оставлял народ и самих пастырей в неведении. Но тысячи лет назад Господь провозгласил, что пришлет человека, который, по воле Его и духом Его, откроет колодец, напоит овец, и будет пасти стадо.
Иаков остался у Лавана, обязуясь за Рахиль семь лет пасти его стада, но был обманут, получил Лию и снова пас за Рахиль стада еще семь лет. Потом снова работал на Лавана, пытаясь заработать что-либо для своей семьи. Лаван обманывл его неоднократно, меняя свои решения о плате за работу, но Господь был с Иаковом.
И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота и крупного скота, и рабынь и рабов, и верблюдов и ослов. (Быт., 30, 43)
За это время в полной мере проявилось обещание Господа о многочисленном потомстве, данное Аврааму, Исааку и Иакову. У Иакова рождается одиннадцать сыновей и дочь. Сыновья Лавана завидуют богатству Иакова.
И сказал Господь Иакову: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою». (Быт., 31, 3)
«Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник где ты дал мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей и Я буду с тобою». (Быт., 31, 13)
Иаков, по своей натуре, был смиреннейший человек, отвращение к насилию у него было врожденным. Это отвращение к насилию настолько было сильным, что окружающие могли принять его за трусость, хотя трусом он ни в коем случае не был. И в случае с Лаваном Иаков принимает решение убежать от него с семьей, с детьми, со всеми своими стадами. Он говорит о своем намерении женам, и они поддерживают его и уходят с ним. Лаван узнает о бегстве и, пустившись в погоню со своими людьми, вскоре нагоняет Иакова, но Господь, явившись Лавану во сне, предупреждает его:
Берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. (Быт., 31, 24)
Лаван вынужден оставить свои намерения отобрать у Иакова дочерей, внуков и скот, но он не хочет расставаться с идолами, которых украла Рахиль тайком от Иакова. Но все поиски их напрасны и они остаются у Рахили. Лаван предлагает заключить договор, и в знак своих мирных намерений они наложили груду камней, обозначив границу своих земель.
И сказал тогда Лаван:
Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака. (Быт., 31, 53)
И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел и возвратился Лаван в свое место. (Быт., 31, 55)
Иаков тоже отправился в путь, предварительно послав вестников к Исаву с просьбой принять его. Сообщение о том, что Исав идет ему навстречу, и что с ним четыреста человек, испугала Иакова, и он обратился к Богу:
И сказал Иаков: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи Боже, сказавший мне: «Возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал: «Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества».
(Быт., 32, 9-12)
Иаков помнит обращение к нему Господа в Вефиле и, обращаясь к Богу с мольбой о помощи, он тактично разделяет родство духовное и физическое.
В этом обращении Иаков называет Авраама своим отцом, имея ввиду духовное отцовство, свое следование путям его. Исаака же он называет отцом по его плотскому отцовству. Пытаясь задобрить Исава, Иаков приготовил ему богатые дары в виде стад домашнего скота. Свою семью и имущество он разделил на три части. Он послал вперед стада, которые приготовил в дар Исаву, а потом, на некотором расстоянии, пустил по очереди служанок с детьми и скотом, Лию с детьми и скотом, а последней шла Рахиль с Иосифом. Это разделение является прообразом разделения народа Израиля на три духовных состояния в соответствии с тремя путями во двор Скинии собрания.
Поздно ночью он переправил через реку всю семью и имущество.
И остался Иаков один. И боролся некто с ним до появления зари; и увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: «Отпусти меня, ибо взошла заря». Иаков сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». И сказал: «Как имя твое?» Он сказал: «Иаков». И сказал ему: «Отныне имя тебе будет