с одним из ветхозаветных патриархов, определяется следующим изречением Господа: «И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню»; Отсюда последовательность и связь с патриархами даруемых Господом духовных учений: Иаков – Иудаизм, Исаак – Христианство, Измаил – Ислам, Авраам – учение о Возвращении. Направление исторических аналогий имеет противоположный характер: Авраам, Измаил, Исаак, Иаков. Каждое вероучение на момент его дарования людям учитывает духовное состояние человечества, показывает ошибки и искажения, допущенные на предыдущих этапах, и определяет следующий духовный этап.
Ни одно из этих духовных течений не обладает всей полнотой истины и не способно спасти не только человечество, но и свою паству. Полнотой истины обладает только Господь, а чтобы приобщиться к ней необходимо пройти весь путь Возвращения. Сейчас вопрос не ставится о создании единой религии, потому что Господь поставил эту задачу и решит ее в далеком будущем. Вопрос стоит о единых духовных действиях на едином пути. Необходимость единых духовных действий определяется Откровением, данным Господом людям, а главным аспектом этого Откровения является то, что основным принципом всего живого во Вселенной является принцип коллективного сознания. Этот принцип абсолютный и всеобщий, он охватывает жизнь в широчайшем спектре: от колоний микроорганизмов и формирования единого человечества на Земле до жизни во Вселенной. Несмотря на огромные различия, например, животного мира и человечества, их сознания пересекаются и не являются независимыми. Жизнь есть творение Высшего Сознания, которое мы называем Богом, и именно во взаимодействии с Ним и следовании Ему, наше спасение и наше будущее.
ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДА В ПИСАНИИ
Книга «Бытие» начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» а творение в шестой день заканчивается словами: «Так совершены небо и земля и все воинство их». Отсюда следует, что поверхность земли в образном представлении есть граница материального и духовного мира, и это представление широко используется в Писании. Так как Господь дал человеку Свой дух, то человек принадлежит двум мирам: духовному и материальному. В соответствии с этим, на начальной стадии развития человек представлен как травинка, где корень есть телесная часть, а надземный стебель с листьями – духовное содержание:
Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, … . (Ис., 51, 12)
Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. (Ис., 40, 7)
Ты как наводнение уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; (Пс., 89, 6)
Таким образом, народ, находящийся на низком духовном уровне, в котором люди слабо связаны друг с другом, есть трава на поле, подверженная всем влияниям. Но народ это не совокупность отдельных телесных сущностей, а новое единое духовное образование. Свобода воли и дана человеку, чтобы он мог вырастить из себя, как корня, не травяной стебель, а ветвь и лучше плодоносную. Моисей, прощаясь с народом своим, наставлял его:
... да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, …(Вт., 29, 18)
Если же люди связаны друг с другом так сильно, что образуют могучий корень, то они уже порождают не траву, а дерево:
Вот, Асур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвою, и высокий ростом; … (Иез., 31, 2)
Вот крона такого дерева и есть образ коллективного сознания народа, а корни его, люди – носители этого сознания. Когда же это сознание лежит на прочной духовной основе, то есть корни его «при водах великих», тогда народу не страшны никакие испытания.
… ибо дни народа Моего будут, как дни дерева… (Ис., 65, 22)
Более того, даже отдельный человек, прибегая к Господу, может достичь огромных духовных высот:
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. (Ир., 17, 7-9)
Здесь содержится важнейшее утверждение, которое должно являться фундаментом любой религии: вода-истина дается живому корню, то есть живому человеку, а лишь потом она становится достоянием коллективного сознания. Только близость человека к Господу может помочь произвести духовный плод. Если же коллективное сознание народа