Kaun (Ken); Hagl (Hagal); Naud (Nyd); Is (Is); Ar (As); Sun (Sigel); Туг (Туг); Biark (Beorc); Laugur (Lagu); Madur (Man); Aur (Yr); Aurlaugr (составная руна из Aur и Laugur = Yr и Lagu); Twimadur (составная руна из Aur и Madur, Man и Yr) и Belgtzhor Qara).
В настоящее время работа с рунами ведется, большей частью, на основе либо старшего футарка из 24 знаков, либо системы Арманен (см. рис. 26). Современные мастера и любительницы рун создают свои собственные варианты, особые формы и порядки, которые отвечают каким-то персональным запросам или видению мира. С 1980 г. вошли в моду рунические талисманы и амулеты. Невозможно объяснить, почему на талисманах, которыми торгует Нью-йоркский Археологический трест, появились вновь изобретенные руны для букв D, X и Z. Но хотя эти новшества вызывают некоторые нарекания среди тех, кто пользуется рунами, их появление в настоящее время является очевидным доказательством жизнеспособности рунического письма. Лично я с одобрением отношусь к удлиненным руническим рядом, таким, как нортумбрийский, но, в сущности, это дело личного предпочтения, так лица, занимающиеся рунами, в ходе практики найдут ту систему, с которой они смогут работать наилучшим образом.
Наиболее значительной из этих современных вариантов является система Арманен, широко используемая в немецкоязычных странах. Эта система, которая содержит 18 букв, происходит от скандинавских рунических рядов с двумя добавочными рунами. Она была изобретена или открыта австрийским мистиком Гвидо фон Листом в начале 20-го столетия. Когда он лежал в темноте с завязанными после операции глазами, для него прояснились тайны рун. Каким бы ни было их происхождение, все эти руны имеют в своей геометрической основе руну Hagal, которая в Арманене приняла форму шестилучевой «звезды». Все остальные руны вписаны в шестиугольную решетку} производную от этой «Материнской руны». Большинство из них имеют формы, подобные или идентичные скандинавским рунам. Арманен имеет специфический порядок и числовые соответствия от 1 до 18. Это Fa (F), Ursache (U), Thor (Tb), Os (О), Rit (R), Ka (K), Hagal (H), Not (N), Is (I), Ar (Ai, Sig (S), Туг (Т), Bar (В), Laf (L), Man (M), Yr (Y), Eh (E) и Gibor (G). В рамках этой системы возникла целая школа рунической магии, гадания и упражнений в рунах. Важной частью этой рунической системы является руническая йога, в которой практикующийся принимает напоминающую руну позу, называемую stodhur, и повторяет звук, который она представляет. Этот метод, изображенный на двух старинных датских рогах из Галлехуса, был разработан Зигфридом Адольфом Куммером и Фридрихом Бернардом Марби, а позже развит дальше Карлом Списбергером и в настоящее время широко используется практиками рун в Германии.
Рис 26. Система Арманен из 18 рун, предлагаемая Гвндо фон Листом.
Рис. 27. Фигуры в рунических позах, вырезанные на роге, найденной в Галлехусе (Дания). Эти изображения послужили толчком для развития современной рунической йоги
ГОТСКИЙ АЛФАВИТ
Подлинный готский алфавит не имеет ничего общего с «готическими» вариантами латинского шрифта, использовавшимися во времена позднего средневековья (и, в частности, с английским Black Leter). Все эти шрифты, вместе с архитектурой стрельчатых арок, получили прозвище «готических» от критиков XVIII столетия, которые считали их «варварскими» по сравнению с классическими греко-римскими формами. К несчастью, этот ошибочный эпитет сохранился как название возвышенного стиля средневекового искусства. Подлинный готский алфавит, однако, в свое время использовался «варварским» народом готов, которые обитали на балтийском острове Готланд и распространились путем завоеваний через Восточную Пруссию, Литву и Польшу до северных берегов Черного моря. Оттуда готы мигрировали на запад, чтобы в конечном итоге завоевать Италию, южную Францию и Испанию. На своей родине язычники-готы пользовались рунами. Наиболее древняя из известных записей всего рунического алфавита — камень в Килвере, о. Готланд, — была сделана готскими резчиками рун. В четвертом столетии н. э. епископ Ульфила, обращавший язычников-готов в арианское христианство, изобрел параллельный вариант готского письма. Чтобы создать новый алфавит, Ульфила взял ряд прописных греческих букв и модифицировал некоторые существующие руны так, чтобы их можно было писать кисточкой или пером, а не вырезать на дереве или камне. После своего создания этот новый готский алфавит использовался параллельно рунам. Вестготы в Испании и на юге Франции пользовались ими, пока оба шрифта