нашем пути нет никаких препятствий, но большинство из нас предпочитает раскрываться постепенно, последовательно от стадии к стадии. Мы склонны подниматься ввысь в форме эмоциональных циклов: после каждой вспышки эйфории мы сталкиваемся с новыми формами неприятного, с очередными вещами, которые нам необходимо научиться любить. Но чем выше вы поднимаетесь, тем легче подъем.
Опыт полной осознанности, которая есть пространство, не значит одновременного осознания всех деталей Вселенной, всех возможных взаимоотношений между ограниченными, разделенными существами. Быть пространством означает быть готовым полностью осознать постижимое. Это значит не сопротивляться, не отказывать никаким идеям или отношениям. Таким образом, чтобы достичь просветления, нам не требуется накапливать какие-либо определенные наборы идей или опытов, добродетелей или страданий. В полностью расширенной осознанности можно испытать все, что существует.
Независимо от того, как вы ограничили свою осознанность, вы — существа со свободой самоопределения. Никакое другое живое существо, ни одна группа существ не может управлять вашим уровнем вибраций. Во Вселенной, особенно в ее физической части, нет ничего, направленного против вашей свободной воли.
Это означает, что физический мир не имеет над вами никакой власти: он не искушает вас, не развращает, не преграждает вам путь к просветлению. “Он” вообще для вас ничего не делает. Единственная причина вашего уровня существования — вы. Ваше внутреннее состояние невозможно запрограммировать. Вы можете ощущать, что вашу волю подавляют или противодействуют вашим стремлениям только тогда, когда становитесь слишком плотным, когда сокращаете свою осознанность.
Реальность на любом уровне состоит из одинаковых и равных сознательных существ, которых мы воспринимаем как живых. А процесс просветления — это расширение нашего понимания и восприятия других существ до такой степени, когда мы чувствуем взаимодействие жизни во всем вокруг.
Чем больше мы отстраняемся от любви к другим существам, тем выше напряжение нашей борьбы с “физическим” миром, тем больше нами овладевает масса. С другой стороны, чем больше мы открыты по отношению к нашим братьям и сестрам, тем менее плотным становится наш мир.
Просветление — это любой опыт расширения нашего сознания за его привычные пределы. Можно также сказать, что совершенное просветление есть осознание того, что наше сознание вообще не имеет пределов и что вся Вселенная наполнена жизнью.
Об этом опыте и о том, как его достичь, трудно рассказать, потому что для описания выхода за любые пределы приходится использовать ограниченные понятия. Просветление — это пребывание в состоянии гибкой осознанности, открытого разума. Просветление есть сам процесс расширения, а не переход к новому набору пределов и ограничений.
Нет никакого правильного подхода к жизни “после” просветления. Мы не обязаны быть или не быть кем-то, так как в нашем сердце и в нашем разуме мы содержим все, мы полны.
Что значит быть полным? Это значит — стремиться включить в себя все” что “отличается” от любой ограниченной идеи. Это значит понять то, что” когда мы выделяем что-то положительное, мы в тот же момент создаем нечто негативное. Когда мы выбираем идеал знания” нам приходится иметь дело и с невежеством, которое отличается от этого знания. Выделяя идеал святости, мы обязаны считаться и с теми грехами, которые его сопровождают, обязаны взять на себя ответственность за то, что мы их создали.
Если мы отказываемся это делать, наша осознанность сужается” мы становимся существами уровня массы и воплощаемся в физических телах. И мы не можем контролировать то, что создали, а потом отбросили, — оно будет привлекать наше внимание, хотим мы этого или нет. Вот почему мир полон грехов и безразличия.
Но если мы остаемся открытыми и не сопротивляемся негативному, мы не зависим от него. Если мы признаем, что в нас всегда присутствует уродство, мы свободны создавать красоту. Если мы знаем, что внутри нас есть глупость, мы можем свободно обращаться к своему интеллекту.
Любовь — самое высшее и святое действие, потому что она всегда включает в себя то, что само по себе не есть любовь, она всегда направлена на поглощение нелюбящего и нелюбимого.
Как часто мы пытаемся найти в нашем опыте причинно-следственные связи, хотя то, что происходит, есть всего лишь колебания сменяющих друг друга состояний. Мы можем выбрать путь отречения, подобный монашеской дисциплины, a потом чувствовать себя недостаточно вознагражденными. Или наоборот,