на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.)
Вибхути - божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия, сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества
Вивека - проницательность, умение различать.
Виджняна - идеальный ум; свободный духовный или божественный разум, каузальная Мысль; Истина; Гносис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания, великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания , и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах
Викара - искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи - продукт или производное Пракрити (см)
Вишуддха - чистый, наименование третьей Чакры (см.).
Вриндаван - место на земле в северной Индии, где Кришна (см) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса вечной Красоты и Блаженства
Вьяна - одна из пяти Пран (см), пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и переваренной пищи
Вьякта - проявление
ГГхрина - сожаление, отвращение
Гуна - качество, характер, свойство, три Гуны - три образа природы. 1. Саттва - образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света; 2. Раджас - образ действия, желания, страсти; кинетическая сила, переводится в качестве борьбы усилия, страсти и действия, 3. Тамас - образ невежества и инерции; сила несознательности, переводится в качестве неспособности и бездействия.
ДДаршан - видение, самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной, шесть Даршан - шесть систем ортодоксальной индийской философии Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхъя, Йога
Двандва - двойственность, пара противоположностей
Двсша - непривязанность, отталкивание.
Джива - живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин - Дживатма).
Джняна - знание, мудрость;
высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознание высшего Бытия
Джнята - Знающий, Господин
Доша - недостаток, дефект, неясность
Дхарма - буквально - то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе. Закон, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности, коллективная индийская концепция религий, поведений и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов - этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхарма - общественный закон, Лаукик Дхарма - правила, традиции, Санатана Дхарма - вечный закон
Дхарма-Санкара - подмена дхармы одной области Дхармой другой
Дхаирья - спокойствие, стойкость
ИИндрии - чувства ощущений;
их десять пять воспринимающих - глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих - пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрии, соответствующие пяти воспринимающим чувствам - форма (вид), звук, осязаемость, запах и вкус
Ишвара - господин; Хозяин; Божественный, Бог
ККайя-Сиддхи - совершенство тела. Кайя-Шуддхи - очищение тела.
Кади - Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери
Кали-Юга - последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см Юга).
Кальпа - эра, мировой цикл.
Кама - вожделение, один из четырех интересов человека - удовлетворение желаний всех видов.
Камана - желание, страсть.
Канта - красивый, желанный.
Карана - причина, инструмент.
Карма - деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существовании души на определенных планах
Картавья - то, что должно быть сделано, долг.
Кришна - божество. Господин Ананды (см.). Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна - см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству