и противоположностью того, что человек центрально представляет собой в работе, которая должна быть сделана. Или, если это сначала не так и нет приставленного к его персональности опровержения, то сила этого вида входит в его окружение, как только он начинает свое движение к осознанию. Ее занятие - толкать назад, вызывать противоположности, создавать спотыкания и неправильные положения, словом, выставлять перед ним все проблемы той работы, которую он начал делать. В оккультной структуре вещей эти проблемы не могли бы быть решены иначе, как с помощью этого предопределенного инструмента, создающего те самые трудности, преодоление которых необходимо для его развития. Этим могло бы быть объяснено многое, что, кажется, приводит в замешательство на поверхности явлений.
АТАКИ ВОЗМОЖНЫ, ЕСЛИ ЧТО-ТО В ВАС ОТВЕЧАЕТ НА НИХ
Вражеские силы все еще здесь, потому что садхаки открывают себя им из-за привычки, из-за желания, привлечения к драме виталического, страха, пассивного ответа и несопротивляющейся инерции. Стать сознающим и отрезать возможности возобновлении этого - это все, что должно быть сделано.
Трудности, что приходят к вам, точно соответствуют вашей силе. Ничто не может произойти, что не принадлежит к вашему сознанию, а всем, что принадлежит вашему сознанию, вы можете управлять. Даже факты и внушения, что приживаются снаружи, могут тронуть вас только в пропорции к согласию вашего сознания. Когда заблуждение все-таки упорствует, это означает, что есть что-то спрятанное в вашем существе, оно входит внезапно, как черт из табакерки, и захватывает бразды правления вашей жизнью.
Конечно, эти враждебные силы находят свою точку опоры в самом садхаке, в незнающих частях его сознания и их согласии с силами, внушениями и влияниями, иначе они не могут действовать или, по крайней мере, действовать с каким-либо успехом. В нашем случае главная точка их опоры была чрезвычайная обидчивость нижнего виталического Эго.
Пока в вас есть что-то, что отвечает вражеским силам, эти вторжения совершенно законны. Если ничто в вас не отвечает, если они не имеют поддержки ни в какой части вашей натуры, они уходят и оставляют вас.
СТРАХ
Страх есть прелестный подарочек, который виталические существа преподнесли нашему миру. Этим страхом они держат человеческие существа. Они создают сначала движение страха, в котором ослабляют нас, затем овладевают нами постепенно своей силой. Это вид боязни, что захватывает вас, что-то, что вызывает дрожь, создает тревогу. Вы не знаете почему, это не имеет видимой причины. Это их действие.
Страх есть вторжение враждебных сил, которые его создали, как лучшее средство доминирования над всеми живущими существами, животными и людьми. Те, кто чист, что означает - находится исключительно под Всевышним влиянием, не имеет страха.
В обыденной жизни есть вид физического инстинкта страха, в этом случае вы должны слушаться его, т. к. инстинкт тела есть очень надежная вещь, если он не нарушен мыслью или виталическим желанием. Тело, предоставленное себе, знает очень хорошо, что оно может и что не может сделать. В этом случае это даже не страх, это что-то, что отпрянет, отступит, что оттянется.
ТРУДНОСТИ НАД-РАЗУМНОГО И СВЕРХ-РАЗУМНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО ШРИ АУРОБИНДО К МАТЕРИ ОТ 23 ИЮНЯ 1916 ГОДА
Трудности, которые вы встречаете в спиритуальном развитии - общие для всех нас. В этой Йоге прогресс всегда сопровождается этими повторными впадениями в обычную умственность до тех пор, пока все существо не будет так отформовано, что на него не может повлиять более никакая направленная вниз тенденция в нашей собственной натуре или впечатления из диссонирующего мира снаружи, или даже умственное состояние тех, кто объединен с нами в Йоге наиболее тесно. Обычная Йога сконцентрирована на единственной цели и поэтому менее подвержена действию таких откатов. Наша, настолько комплексная и многосторонняя, охватывает такие большие цели, что мы не можем ожидать никакого гладкого движения вперед до тех пор, пока мы не окажемся совсем близко от завершения нашего усилия. Это особенно трудно еще и потому, что все враждебные силы в спиритуальном мире находятся в постоянном состоянии противодействия и осаждают наш рост, поскольку полная победа одного из нас означала бы полное падение среди них. Фактически, нашими собственными, без посторонней помощи, усилиями мы не можем надеяться преуспеть. Только в пропорции к тому, как мы входим во все более всеобщее общение с Высочайшим, мы может быть можем надеяться преодолеть трудности с какой-то окончательностью.
Что