оборванным и голодным. Авторам знакомо это “преданье старины глубокой”. Попался на эту удочку и Саша. Ориентация на мнение окружающих, в том числе, “великих” мастеров, учителей, не позволяла ему приобрести желаемые вещи, например магнитофон и телевизор. Он не мог этого сделать не потому, что не хотел, а потому, что было – “низзя!” Мало того, в одной из школ Саше авторитетно заявили, что его болезни, лишения, бытовые неурядицы являются свидетельством высокой продвинутости, неких супермутаций и скорого вознесения!
Саше надо было разобраться с внутренними конфликтами. Обратившись к его личностной истории, мы стали искать корень вихря. Шурик быстро вспомнил один за другим три эпизода, в которых испытал наиболее сильные чувства отчужденности и неуверенности.
Ему было девять-десять лет. В семье недавно родились двойняшки – братишка и сестренка, и Шурика заставили сидеть с ними. Ребята во дворе гуляли, играли в мячик, катались на велосипеде, а он сидел дома и качал двойняшек. Ему было очень горько и обидно.
Другой эпизод. Саше – семь лет. Он жил в лесной школе санаторного типа. Детей немного, замкнутый коллектив. Ребята обижали его, смеялись над физическими недостатками. Чувствуя, что никому не нужен, он убежал в лес. Вот он, сценарий красивого умирания с уходом в чащобу!
И наконец корневой эпизод, когда Саше было три-четыре года. Вспомнился коммунальный барак, тусклая лампочка в коридоре, кухня одна на десять семей, обшарпанная мебель, деревянные табуретки. Как в песне Высоцкого: “На тридцать восемь комнаток всего одна уборная”. Шурик что-то натворил, и мать грубо оттолкнула его: “Уходи, ты мне не нужен, ты плохой мальчик!” Тоже “переименование”, только наоборот. Шурик – в истерику, он не нужен родной матери! Бросился к ней, но та опять отпихнула рукой: “Я не твоя мама!” На Сашу накатило чувство непреодолимой опасности, свет стал не мил. Он облокотился на табурет и зарыдал. Перед глазами – шляпки гвоздей, вбитых в некрашенную табуретку.
Шурик поблагодарил мать, теперь за предупреждение, что он может до конца жизни горевать от одиночества и лить крокодиловы слезы. Чтобы вернуть матери, а значит и себе, недостающее эмоциональное равновесие и уверенность, Шурик взялся за поиск доброго поступка. И он был найден, да какой!
Мама научила его вышивать, дала деревянные пяльцы, обеспечила материалом – белой плотной канвой и нитками. Саше занятие понравилось. Он перенес через копирку рисунок, обвел карандашом. Вышивал крестиком и гладью. Мать удивлялась: что он так упорно сидит и ковыряет иголкой? Но Шурик свое произведение держал в секрете. Кропотливая работа заняла два месяца, и наконец вышивка была готова – желто-синий слон с малиновым цветком. Настал долгожданный момент – мама открыла дверь, вошла в комнату, а Шурик подбежал к ней и произнес: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта!” Затем торжественно достал из-за спины вышивку. Мать заплакала от счастья и погладила его по головке.
Какой момент! Я подскочил на диване, как азартный охотник, выследивший редкую дичь. Через Шурика в этом эпизоде проходил чистый, незамутненный никакой корыстью симоронский луч. Имя готово: “Я тот, который вышивает маме слона”. Шурика трудно было узнать, передо мной сидел совершенно другой человек. Чтобы передать состояние внутренней свободы, переполнявшее его, он привел метафору: “Я точно сидел взаперти. И вдруг тюремная дверь передо мной распахнулась”. После этих слов Шурика мощным порывом ветра широко распахнулась форточка в комнату, и с улицы хлынул поток свежего воздуха! Мы, как зачарованные, в полном молчании уставились на нее.
После переименования Шурик стал отслеживать моменты, когда запускалась заезженная пластинка неуверенности, заброшенности и включать вместо нее новую, утверждая симоронское имя. Постепенно нарастала уверенность в собственных силах, с каждой маленькой победой становилось все легче. И чем легче становилось, тем больше Шурик проникался внутренней свободой. Все чаще он стал поступать, как ему хочется. В настоящее время Саша спокойно уминает мясо прямо в клубе, зимой свободно ходит в босоножках: “Я потом присмотрелся, никто и не обращает внимания на меня. Проблемы как таковой не было. Были мои фантазии, внутренний диалог”.
Саша стал меньше значения придавать различным догмам. В частности, разрешился внутренний конфликт по отношению к дорогим вещам. Шурик стал больше зарабатывать и купил импортный магнитофон, музыкальный центр, телевизор, видео. А клубные ребята потом просили у него аудио- и видеокассеты. Это лишь отдельные примеры