или благовоний, совершали групповые обряды -моления, песнопения, шествия или пляски. Кроме этого, в ритуал входили совместные пиры.
3. Ритуал должен быть знаком присутствующим, а его ход - предсказуемым. Если вы стали участником ритуала, не зная, что делать и чего ожидать, вы будете испытывать смущение и беспокойство. Вы будете сбиты с толку происходящим, и воздействие от ритуала будет слабым. Но если вы хоть немного знакомы с ним, вы будете чувствовать себя более комфортно, и воздействие ритуала возрастет. Многие священнослужители проводят предварительные репетиции важных церемоний. Чувство единства католиков во многом обусловлено усилиями Церкви. Где бы ни оказался католик, он знает, что служба в местном храме будет идти раз и навсегда установленным порядком, и на ней он не будет чувствовать себя чужаком среди единоверцев, пусть даже и говорящих на другом языке. У тех, кто разрушил этот порядок, были свои резоны, но чувство единения было утрачено. Шаманы для этой цели включают в ритуал обязательные элементы, так или иначе знакомые участникам. Из-за этого каждый раз ритуал выглядит несколько иначе, но главное, что он узнаваем и предсказуем.
4. Смысл каждого элемента ритуала должен быть понятен. Эффективность каждого элемента зависит от степени его понимания участниками ритуала. Священнослужители и жрецы иногда забывают это правило. Они считают, что выполняют ритуал для Бога или богов, а не для людей. А так как они знают, что делают, и богам это тоже известно, то кому какое дело, понимают ли смысл происходящего люди или нет. Вот в этом и состоит разница между шаманами и жрецами.
Шаман, если он выступает как шаман, всегда выполняет ритуал для людей, включая себя самого. Духам, может быть, и известен смысл ритуала, но его эффективность зависит от вовлеченности участников. И шаманы знают это, поэтому они всегда дают необходимые пояснения до или непосредственно по ходу ритуала.
. То, что происходит, должно быть специфическим действом. Ритуал, который нельзя отличить от других событий, абсолютно неэффективен. Многие лидеры уже не считают ритуалы чем-то особенным, поэтому так бездушны и бессмысленны многие современные ритуалы. Особенно это видно по нашим праздникам. Канун Дня всех Святых или Ночь перед Рождеством для многих теперь лишь костюмированный бал. День Благодарения полностью утратил первоначальное значение, и теперь это лишь возможность побаловать себя жареной индейкой под клюквенным соусом. Рождество Христово ознаменуется торжественным походом по магазинам. А Новый год - похмельем и финальным матчем по американскому футболу. А на День Независимости четвертого июля все дружно устраивают пикники. Конечно, есть исключения, но их недостаточно для возвращения к культурным корням праздников. Люди ощущают недостаток ритуалов в своей жизни и обращаются за ними к другим культурам, которые еще не утратили своей самобытности.
Что делает ритуал особенным действием
1. Особенности места проведения. Этой цели можно достичь несколькими способами. Во-первых, можно прибегнуть к концентрации. Иными словами, в избранном месте проводится ритуал освящения, который символизирует, что это место становится особенным на все времена. Освященное место будет отныне защищено, наполнено благодатью и сохранит свои свойства навсегда. Так освящают, то есть делают особенными местами, кладбища, церкви и храмы. На Гавайях существует традиция освящать любые строения и участки земли.
Другим способом может быть выделение избранного места из окружающей среды. Можно выделить, как выделяют парк, построив ограду, можно выделить, использовав естественные условия местности, как поступили со Статуей Свободы, установив ее на острове. Можно выделить, подчеркнув специальное назначение, как это делается при строительстве школ. Кольцо деревьев и знаки, нарисованные на земле, также могут служить границей, отделяющей это место от остального мира. Самый простой способ выделить избранное место - встать в круг, взявшись за руки. Так легко и просто достигается ощущение, что это место особенное.
2. Специальные атрибуты. Оттенок исключительности ритуалу придают многие атрибуты, в первую очередь - одежда. С незапамятных времен одежда служит для подчеркивания атмосферы исключительности. Она может быть специально создана для ритуала: мантия, перевязи, униформа, головные уборы, маски, костюмы, или это специальные варианты обычной одежды - национальный костюм, классическое платье или смокинг.
Ювелирные украшения также придают ритуалу оттенок исключительности. Знаменитые гавайские