действительно похоже на сон!
Если ваши предубеждения еще не развеялись окончательно, задумайтесь над следующим. Вам никогда не снился сон, более реальный, чем сама реальность? Если да, то вы знаете, что он отличается от других снов тем, что он, как и сама реальность, абсолютно не противоречит памяти о прошлом опыте. Хотя, замечу, с точки зрения шаманов, воспоминания также являются лишь сновидениями.
Если вы никогда не видели снов, похожих на явь, то вы, наверное, слышали или читали о некоторых людях-мистиках, пьяницах, шизофрениках, наркоманах, людях, которые по каким-либо причинам надолго лишались сна, о стариках, детях или шаманах, - всех, кто подвержен тому, что психологи и психиатры так любят называть 'галлюцинациями'. То, что они видят, для них не менее, а порой и более реально, чем сон, называемый нами реальностью. Не означает ли тогда слово 'галлюцинация', что 'твой сон не соответствует моему'?
Задумайтесь, что о степени реальности происходящего мы предпочитаем судить по тому, насколько ваше собственное видение соответствует видению других. Но и этого мало.
Если вы не являетесь сторонником какой-либо разделяемой всеми точки зрения или она вас раздражает, то вы говорите, что это 'массовая галлюцинация'. И вы правы. Для шаманов то, что мы привыкли считать повседневной реальностью, есть лишь массовая галлюцинация или, выражаясь более вежливо, совместное сновидение.
Забавно, но все обстоит так, будто каждый человек видит свой сон, в котором он и проживает жизнь, а общее представление о жизни вообще люди вырабатывают на основе консенсуса.
Если бы вы сумели перенестись в мой кабинет, мы, конечно, могли бы прийти к единому мнению, что в настоящий момент я сижу перед компьютером, на панели которого выгравировано слово 'любовь', а перед ним находится нефритовая статуэтка божка племени маори, привезенная из Новой Зеландии.
Но вряд ли вы смогли бы увидеть ауру, окружающую статуэтку, а я бы не смог уловить запах ваших духов или лосьона, который вы используете после бритья, или услышать музыку, доносящуюся из наушников вашего плейера. Часть наших сновидений пересеклось бы, а часть нет.
Конечно, вы бы могли подойти поближе, так, чтобы я смог почувствовать аромат ваших духов, или надели бы мне наушники, чтобы я мог слышать вашу музыку, а я мог бы научить вас видеть ауру статуэтки. Но это не добавило бы аргументов в нашу дискуссию о реальности реальности. Ведь с таким же успехом мы могли бы научиться разделять и то, что привыкли называть сновидениями.
Как очень практичные люди, шаманы смотрят на этот интеллектуальный парадокс под своим углом. Если уж жизнь есть лишь сон и мы можем проснуться в нем, значит, мы можем изменять наши сны, изменяя само сновидение.
В этой книге мы с вами испробуем множество способов внесения изменений в сновидение, в котором вы живете. Большинство из них пригодится вам вне зависимости от того, считаете ли вы жизнь сном или нет. А тех, кто отважится поэкспериментировать с этой идеей, ждут захватывающие приключения и новые возможности.
Второе толкование: Абсолютных истин не бывает
Послушайте притчу о юноше, пустившемся в долгое и опасное странствие, мечтая найти мудреца, который открыл бы ему смысл жизни. Долго ли, коротко, но юноша отыскал мудреца. Представ перед ним, он задал терзавший его вопрос.
Старик помолчал, а потом ответил: 'Жизнь - это лишь корзинка вишен'. Юноша был так поражен услышанным, что даже онемел. А когда оправился от удивления, то пришел в ярость и закричал: 'И это все? Я проделал такой путь, я пересек океан, покорил горы, блуждал по пустыне, чтобы ты открыл мне смысл жизни. И что я слышу в конце концов? Что жизнь - это лишь корзинка вишен!'
Старик улыбнулся, поправил свои лохмотья и сказал: 'Не нравится, скажу иначе. Жизнь - это тебе не корзинка вишен!'
Испокон веков люди пытались найти Высший Смысл и Абсолютную Истину. Ведь их лоуно нуждается в твердой и вечной опоре. Они перепробовали мистицизм, религию, науку, метафизику, искусство и философию. И все это в поисках смысла жизни, познание которого должно было принести в их души мир и покой и, может быть, даже позволило бы управлять самой жизнью.
В обоих случаях побудительным мотивом является желание защитить себя - от себя самих и от окружающего мира.
Шаманы решили проблему познания смысла жизни простым логическим продолжением идеи, что все есть лишь сон и жизнь такова, какой мы ее себе представляем. Действительно, если мы согласны с этой идеей как с основополагающим принципом, то со всей очевидностью следует, что все