Шарль Фоссе

Ассирийская магия

ночью» (III R № 1). Следовательно, при расчете расстояния БЕРУ равняется пути, который можно пройти за два часа.

25. IV R 12 b 27-38.

26. BKBR, 166 ниже 12, 16. Perrot, цит. соч., рис. 6, 123,124. 27.Sarg. Khors. 189. Senn. Kouj. 4. 43; Const, 94, 80. Asarb.

V 41, VI 53. Nab. Grot. II, 55; Grot. cyl. I 44-46,

V R34. 1, 19-23. 28. Выше, ср. стр. 25. 29.1R 67 а 26-32.

30. V R 64 Ъ 6-17. Ср. Агумкакриме V R 33 d 50-54.

31. Botta, Monument de Ninive V, 168-9.

32. Layard, Niniveh and its remains, 6-е изд. II стр. 37.

33. Smith, Assyrian discoveries, стр. 78.

34:.Тамже,стр. 429. Ср. стр. 75.

35. См. факты, собранные Elworthy в кн. The evil eye, 1895,

стр. 234-241, и Trumbull, The Threshold Covenant, 1896,

стр. 75.

36.IVR 21 b 21-31. 37.IV R 30 a a 6-8.

38. Названном именем путешественника, который привез его во Францию в 1800 году, опубликован в I R 70. Количество известных кудурру достигало десяти, раскопки г-на де Моргана в Сузе почти удвоили это число.

39. Zl.GA=nasahu.

40. То есть, размер, границы его владения.

41. Pinches, Guide to the Nimroud Central Saloon, стр. 40-60. A2.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 89,

ст. 16-22. A3.Memoires de la Delegation en Perse, t. I, стр. 167-170.

44. V R 55-59.

45. Layard. Discoveries among the ruins of Nineveh and Babylon, 1853, стр. 179: рисунок воспроизведен в кн.: Mittheilungen aus den Orientalischen Sammulun-gen, Heft XI. Ausgrabungen in Sendschirii I, стр. 21. Г-н В. Лушап собрал все изображения одного и того же рода и снабдил их астролого-мифологическим комментарием, украсил цитатами, выводы из которых, однако, совершенно чужды математической точности. — Необходимо добавить бронзовую пластинку, которую мы уже описали, стр. 30-33.

46. Здесь пропуск после определителя, который предшествует имени каждого бога.

47. Стела Бел-Харран-бел-уцура, R Т. XVI, стр. 76.

48.111R41.

49.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 91.

50.Scheil, RT. XXII. Thureau-Dangin, OLZ, IV, 5.

51. CIS, II, 1 стр. 225 и след.

52. Vidal-Lablache, Commentatio de titulis funebribus grsecis in Asia Minore (1872), стр. 7.

53. IV R 4 a 35-46.

55. Восьмиугольная призма, происходящая из Кал'ат Шер-гат(Ашур), 1^9-16.

Глава XI

1. Бел нимеки, господин мудрости, машмашшу, маг, — таковы эпитеты, которые чаще всего к нему применяются; экзорцист является посланником Эа, IV R 30' а 30-32.

2. То есть, в тех же самых выражениях, что и выше, как показывает начало его речи: «Ламашту вышла из глубины моря».

3. Лакуна в несколько строк.

4. Surpu VII, 1-95. Ср. IV R 22 a A8-b 8.

5. IV R 3 а 31; b 2, 41-56; 26 № 7, 30; 27 № 6, 41;

V R50 b 5.

6. Maqlu,1,55: idi sipatsu sa apkal ill Marduk: читай заклинание мудрейшего из богов, Мардука.

7. Там же, 1,62: bel asiputi', IV, 8: masmass ildni.

8. IV R 21 b 41.

9. Maqlu, V, 5-10. Ср. 138 и везде. Ср. IV R I b 11-54;

1a a 62-b 6; b 20-28.

10. Surpu, IV, 67-87. 11. Surpu, 11,130-191. 2. Maqlu, II, 97-�3.

13. King, Magic, 2,11-25.

14. IV R 14 № 2 реверс 7-23; 21 b реверс 13-22.

15. IV R 17 и 2-37; 17 b 8-22; а 38-66; 20 а 2-18;

28 № 1, 2-22; 59 а 1-23; 60 а 30-38; IV ^ 50 а 1-30;

ASKT №7,8-11.

16. IV R 29 № 1, 10-b14; King, Magic, № 11-18.

17. IV R 21 a 31-46, 21aa 1-7. 18.Legende de Gilgames, XI, 162.

19. Я не знаю в ассирийской литературе неоспоримого примера собственно магического жертвоприношения, то есть жертвоприношения, призванного просто покормить бога, чтобы у него стало больше силы и способности успешно действовать на пользу человека.

20. Maqlu, I, 46-40. Ср. IV R 17 а 56.

2.BKBR, 122-124. Ср. IV R 25 b 13-24; 25 а 58-70.

22.BKBR, 154, 1-CAPut!’. Ср. 156, 1-25.

23.BKBR, 172 выше, 3-10.

24. К которым было обращено предыдущее заклинание.

25.BKBR, 160,1-8.

26.BKBR, 164, №52.

Глава XII

1. Histoire naturelle, XXX, 1, 4.

2. Табличка IV, CAPut!’-26.

3. Табличка IV, 91.

4. Legende de Gilgames, I, кол. 2, 34-35.

5. Creation, IV, 62.

6. Golden Bough, I, стр. 63.

7. Festus, стр. 285. Ср. Frazer, Golden Bough, I, стр. 15-67.

8. Lang, Magic and Religion, 1901, категорически возражает Фрэзеру по поводу того, что некоторые народы, подобно арунта в Австралии, обладают магией, но не имеют религии.

8. Цит. по Frazer, Golden Bough, I, стр. 102.

ЛИТЕРАТУРА О МЕСОПОТАМСКОЙ МАГИИ (1959-2000)

Афанасьева В. К. Шумеро-аккадская мифология// Мифы народов мира. Т. II. М., 1992.

Емельянов В. В. Шумерская литургия водосвятия по фрагментам ассирийского ритуала «Омовение и от-верзание уст (бога)» //Петербургское востоковедение 4 (1993). С.