лицом и невовлеченно наблюдая
'экстрасенсорную' область человеческой деятельности, он не находит никаких
поводов для того, чтобы лелеять некоторые до сих пор бытующие здесь традиционные
мифы, дающие возможность одним людям держать в страхе других людей, играть
другими людьми.
Итак, что питает отрицательную доминанту? Обычно картина представляется
следующим образом. Индуктор устанавливает с перцепиентом некую связь, так
называемый 'раппорт'. В конце XIX в. раппорт описывали как нечто вроде
'психического кабеля', - шланга, по которому индуктор может нагнетать в бедного
перцепиента (или отсасывать у него) все, что ему заблагорассудится, причем в
неограниченных количествах. Тут уж вся надежда на 'опытного оккультиста',
способного кабель 'перекусить'. Сегодня говорят о полевых взаимодействиях:
индуктор якобы 'впечатывает' в полевую структуру перцепиента некое
'деструктирующее клише отрицательной информации', так называемого 'вампира'.
Секрет заключается в том, что вас все это время обманывали. Вас заставляли
создавать 'кабель', чтобы иметь возможность затем его перекусить. Вас заставляют
создавать 'вампиров', чтобы иметь возможность их затем отсечь. С вами играли и
играют.
Между индуктором и перцепиентом действительно устанавливается раппорт, в каких
бы терминах он не описывался; не важно, какова концептуальная модель, - раппорт
есть, это психологический факт. Да, раппорт - это действительно инородное тело в
'тонком теле' перцепиента, 'наведенная' структура в его 'энергетическом
каркасе'. Но энергосистема этой наведенной структуры бесконечно более слаба, чем
целостная энергосистема организма перцепиента.
Да, раппорт - это действительно своеобразный паразит, получающий подпитку от
перцепиента, 'живущий его соками'; но в масштабном отношении по сравнению с
перцепиентом он подобен клопу. А много ли наших соков удается выпивать клопу?
Да, раппорт действительно создает 'отрицательную доминанту', но НЕ ОН ЕЕ ПИТАЕТ,
- он ею питается.
Ее питает наше воображение. Задача раппорта - обрушить на нас нашу собственную
силу, включить лавинообразный каскад нашего воображения. Именно воспаленное
воображение заставляет человека усматривать в клопе вампира, и именно в
воображении находится ядро 'отрицательной доминанты'. А механизм доминанты (по
Ухтомскому) в том и состоит, что питает себя она сама. Заодно доминанта питает и
исподволь стимулирующий ее раппорт. Если бы не эта обратная связь, если бы
раппорт не получал своей минимальной подпитки, - а нужно ему совсем немного, -
то в самом скором времени он бы усох и отпал.
'Заинтересованные лица' могут возразить: не преувеличивает ли автор роль
воображения, иными словами, роль сознавания факта нападения? Ведь вся суть
психического нападения в том и состоит, что жертва о нем не знает и ощущает на
себе лишь последствия. Эффективность нападения практически не зависит от
сознания жертвы.
Суть этого традиционного и ровно ничем, кроме силы внушения, не подкрепленного
возражения, как раз в том и состоит, чтобы поглубже поддеть воображение
потенциальных 'жертв', чтобы воображение работало в нужном направлении и тогда,
когда у человека все в порядке, чтобы оно все время тряслось в тревожном
предчувствии, а при первых признаках слабости или недомогания (мало ли может
быть тому причин) вздохнуло с покорным облегчением: 'Ну вот...' - и усилило
симптомы во сто крат.
Это традиционное возражение бездоказательно и в принципе не может быть
подкреплено фактами - ни объективными фактами, ни тем более фактами психического
опыта. Оно может быть подкреплено лишь рассказами о фактах типа 'в газете было
написано', 'современной наукой доказано', 'в одной лаборатории был поставлен
эксперимент' и т.п.* Если отмежеваться от поселившихся в воображении 'фактов'
такого рода и исходить из фактов нашего непосредственного психического опыта, то
разговоры о нападении вне осознания утрачивают всякий смысл: если мы не сознаем,
что на нас напали, значит нападение не удалось.
* Что касается популярных рассказов о воздействии 'силою мысли' на биологические
объекты, лишенные воображения (проращивание бобов, лечение кошек и т.д.), то
подобные рассказы к делу вообще не относятся, и именно по той причине, что
психическому нападению подвергаются не бобы и не кошки, а объекты гораздо более
высокого уровня сложности, с гораздо более сложными в том числе системами
сохранения постоянства внутренней среды.
Наводка и внедрение отрицательного