зачастую вообще неспособны разотождествляться с вызываемыми такой
информацией состояниями и впадают в панику: 'Я был открыт, какой ужас, я был
открыт, - они напали, они внедрились. Господи, что теперь будет, что делать...'
Появляются загадочные 'они', а вмести с 'ними' являют себя и неисчерпаемые
глубины человеческой фантазии.
Существует, однако, мнение, что открытым нужно быть всегда, не только во сне. К
сожалению, люди большей частью находят, что закрыться, 'защититься' от
происходящего с ними легче, чем открыться ему, принять его, попытаться его
понять. Поэтому возник ряд методов защиты и от 'нападений' во сне. Существуют
три основных типа такой защиты, применяемых, соответственно, перед сном, во сне,
и после сна.
1/ Задача любых 'профилактических' методов защиты перед сном, - будет ли это
визуализация 'магического круга' ('Для того, чтобы оградить себя Кругом Огня,
вам не потребуется раздвигать мебель...') или обычная самовнушенческая формула
('Я сильный... Никого я не боюсь...'), - состоит в том, чтобы вселить в человека
веру: нападение не произойдет, не сможет произойти.
Автор полагает, что 'профилактическая' защита - это худшая из возможных защит.
Ведь сам факт применения вами защиты еще до того, как на вас напали,
свидетельствует, что вы БОИТЕСЬ, - боитесь, что на вас нападут. А это в свою
очередь говорит о том, что на вас даже не надо нападать - вы уже сами на себя
напали. Потому что цель нападения как раз и состоит в том, чтобы ввергнуть
человека в состояние страха. Для человека же, не умеющего бояться (что доступно
не многим), страх - это самое разрушительное из состоянии.
2/ Иногда для отражения нападений советуют развивать способность сознавания во
сне, то есть учиться продолжать бодрствовать и в мире сновидений, привнося сюда
центр активного сознания, обособленного от происходящих здесь 'событий', а не
просто пассивно растворенного в них. Поскольку же такая сознательность в мире
сновидений равнозначна выходу в астрал, то защита в этом случае ничем не
отличается от астральной защиты.
Основное возражение, выдвигаемое против увлечения сознаванием себя во сне,
следующее: прежде чем учиться 'продолжать' бодрствовать во сне, необходимо для
начала научиться бодрствовать наяву.
Научиться бодрствовать наяву гораздо труднее, чем научиться бодрствовать во сне,
поскольку мы привыкли принимать свое обычное состояние за бодрствование как
таковое. Приевшаяся ситуация 'знакомого' физического мира угнетает функцию
бодрствования, необычность же ситуации осознания себя во сне, то есть осознания
себя пребывающими в каком-то 'другом месте', обостряет ее до предела. Поэтому,
конечно, для того, чтобы узнать, что такое бодрствование, полезно будет пару раз
осознать себя во сне.
К.Кастанеда, например, предлагает следующую методику. Когда человек сознает, что
он спит и видит сон, ему следует попытаться (в сновидении, разумеется) поднести
к лицу свои руки, увидеть их. Тем самым человек обретает в сновидении тело (так
называемое 'тело сновидения') и становится полностью сознательным: теперь он уже
не просто 'видит сон', но именно находится в ином мире - 'мире сновидения'.*
* См.: Castaneda C. Tales of Power. N.Y. 1974.
Не следует забывать, однако, что наяву мы проводим, как-никак, две трети своей
жизни, а во сне лишь одну треть. Нередко люди погружаются в эксперименты со
сном, с 'астралами' и т.п. лишь затем, чтобы иметь полное 'моральное право'
(работа-то ведется!) придать забвению и пустить на самотек 'посюсторонний' мир,
в котором протекает большая часть их жизнедеятельности.
Еще один недостаток рассматриваемого типа защиты состоит в том, что им нельзя
воспользоваться сразу. Развитие устойчивого сознания себя во сне сложный,
продолжительный процесс, и поэтому в качестве защиты такое сознавание может
применяться лишь единичными людьми, профессиональными психонавтами. Учитывая
сказанное выше представляется очевидным, что непрофессионалам следует
рассматривать сон как путешествие в чудесную страну, а от всех возможных в этой
стране патогенных случайностей, если таковые случаются, защищаться уже наяву.
3/ Устранение результатов психического нападения, которое имело место во сне, в
принципе НИЧЕМ не отличается от устранения результатов психического нападения,
которое имело место наяву, поскольку структура и характер состояний,
обусловленных нападением во сне, ничем не отличается от структуры и характера
состояний, обусловленных