система патогенных верований, напротив, основана на огромном массиве
оккультных теорий и становится их логическим следствием: чтобы испытать на себе
патогенное воздействие оккультной системы верований, человеку предварительно
необходимо освоить эти теории.
Основным объектом нашего рассмотрения будут психические нападения и психическая
защита в рамках современной биопольной системы верований.
В настоящее время получила распространение насаждаемая оккультистами точка
зрения, согласно которой биопольная система верований не обладает внутренней
спецификой, будучи попросту 'переводом' оккультных идей на новый наукообразный
язык: сменилась якобы лишь форма идей, но не их содержание. При более
пристальном рассмотрении вопроса, однако, обнаруживается обратное: несмотря на
очевидную общность некоторых формальных черт оккультных и биопольных
представлений, последние несут в себе качественно новое содержание. Всесторонний
анализ этих качественных различий не входит в задачу настоящей работы. Мы лишь
укажем, как эти различия отражаются на патогенных аспектах биопольных
представлений.
Особенность биопольной системы патогенных верований состоит прежде всего в том,
что фактический материал, истолкованием которого она является, относится к
ощущениям в теле (соматической и висцеральной природы) и колебаниям общего
психофизиологического тонуса организма, а не к визуализациям, как в традиционной
оккультной системе верований. Особенность этой системы состоит также в том, что
она апеллирует не к анимистическим 'потусторонним' силам и сущностям, а к
объективным биофизическим процессам. И наконец, биопольная система верований, в
отличие от традиционно-оккультной, не эзотерична, а экзотерична: она не
противопоставляет себя привычной нам научно-популярной картине мира и не
'надстраивается' над ней, но органично из нее вырастает. И поэтому ее, в отличие
от оккультной системы верований, гораздо труднее рассматривать как систему
верований.
2. Абсолютная защита и ее относительность
Итак, назовем возможного агрессора 'индуктором', а возможную жертву
'перцепиентом'. Исходная задача индуктора ('экстрасенса') при работе с обычным
человеком ('не экстрасенсом') состоит в том, чтобы овладеть его воображением,
суметь внушить ему мысль о ВОЗМОЖНОСТИ экстрасенсорного воздействия. Это
достигается за счет приобщения, 'подключения' человека к специальной системе
верований.
'Вновь подключенный', ощущая превосходство экстрасенса как профессионала,
причастного к 'скрытому знанию' данной системы верований, открывает свою психику
для манипуляций со стороны индуктора и превращается тем самым в перцепиента. В
зависимости от поставленной задачи и квалификации, воздействие индуктора может
положительным или отрицательным образом сказываться на здоровье и самочувствии
перцепиента, а также не отражаться на нем вовсе.
'Абсолютной защитой' против патогенных факторов любой системы верований служит
принципиальное неверие и, в особенности, насмешка.
Следует заметить, однако, что пассивно используемая абсолютная защита неверия не
всегда эффективна и может давать пробои. Известна, например, история одного
журналиста, собиравшего материал о шаманах. Однажды, присутствуя на церемонии,
он неожиданно почувствовал, что входит в измененное состояние, что шаман имеющий
безраздельную власть над умами своих суеверных соплеменников, каким-то
непостижимым образом коснулся и его собственного цивилизованного сознания.
Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы у журналиста не оказался под рукой
портативный магнитофон, на транзисторах, конденсаторах, пассиках и валиках
которого он сосредоточил все свое внимание. Эти детальки были в тот момент
воплощением величия и мощи нашей технократической цивилизации и порожденной ею
системы верований, в рамках которой бормочущий нелепые заклинания шаман был
всего лишь невежественным дикарем.
В данном случае магнитофон послужил не чем иным, как инструментом активации
неверия, обеспечив тем самым требуемую защиту. Очевидно, что если бы этот
журналист знал кое-что о биополях, магнитофон вряд ли смог бы ему помочь. Ведь
магнитофон действует, так сказать, посредством полей, электромагнитных полей, и
шаман действует посредством полей, - в том числе и электромагнитных.
Как частная система верований, концепция биополя органично вписывается в
целостную картину мира, выстраиваемую современной наукой, - картину мира,
которая сегодня для преобладающего большинства