витальное и
ментальное тело, неспособное откликаться на низкие вибрации. Если злобная
мысль, посланная со злобным намерением, ударится о такое тело, она только
рикошетирует от него (причем с силой, пропорциональной той энергии, с которой
она на нее налетела) и помчится обратно по магнетической линии наименьшего
сопротивления - то есть по только что проторенному пути - и ударит в своего
создателя; и так как он имеет в своем витальном и ментальном телах материю,
сходную с материей порожденной им мыслеформы, он подвергается действию
ответных вибраций и терпит уничтожительные последствия, которые он намеревался
навлечь на другого. Так 'проклятия возвращаются в свой родной курятник'.
Отсюда также вытекает, что ненависть и недоброжелательность к хорошему и
высокоразвитому человеку имеет очень серьезные последствия: направленные
против него мыслеформы не могут причинить ему вред, - они отбрасываются назад
и обращаются против их создателя...' Но 'до тех пор, пока в ментальном теле
человека остаются какие-то грубые виды материи, связанные со злыми или
эгоистическими мыслями, он открыт для нападения со стороны тех, кто желает ему
зла'.*
* Безант А., Лидбитер Ч. Мыслеформы. СПб., 1905, стр.39-40. Анализ теософской
литературы показывает, что, несмотря на употребляемую терминологию, фактически
теософы работали лишь с витальным планом и не были разотождествлены с менталом.
На это указывал еще Шри Ауробиндо (См.: Sri Aurobindo. Conversations avec
Pavitra. Paris, 1972, p.29-30.)
Иногда говорится, что лучшая защита от любых нападений - полное прощение
противника. Однако за благополучным фасадом концепции всепрощения скрывается
один из многочисленных теоретических парадоксов биофизического мира, незнакомого
с моралью. Дело в том, что согласно приведенной выше теософской интерпретации
механики витального нападения, абсолютное всепрощение в то же время оказывается
и абсолютной инвольтацией противника, абсолютным возвратным 'ударом ниже пояса',
против которого нет никакой защиты, - хотя агрессору при этом, конечно, некого
винить, кроме самого себя. Тем не менее получается, что в вопросах войны и мира
нельзя быть добреньким, великодушно 'оставляя мертвым хоронить своих мертвецов':
это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться того,
чтобы прощение стало взаимным.
'Йогасутры' рекомендуют в случае витальных нападений 'думать о противоположном'.
В качестве расширенной формы этой защиты можно рассматривать культивирование
сострадательного отношения ко всему живому. Такое отношение становится возможным
лишь в результате глубокого осознания той пропасти неведения, в которую
ввергнуты все живые существа, по неведению творящие зло и желающие зла, по
неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке, который ясно сознает
это, всякая приходящая извне отрицательная эмоция автоматически стимулирует
эмоциональную реакцию сострадания к недоброжелателю, то есть эмоциональную
реакцию противоположного свойства, смягчающую неизбежный 'возвратный удар'.
Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается другая форма защиты,
называемая 'абсорбцией' или поглощением. Это своего рода 'витальное айкидо'*:
здесь используется сила противника. Хитрость заключается в том, чтобы отделить
'количественную составляющую' наведенной эмоции (силу заряда) от ее
'качественной составляющей' (собственно отрицательной окраски). Сила при этом
поглощается, а отрицательная окраска, соответственно, отбрасывается или, по
желанию, служит объектом эстетического созерцания.
* Айкидо - 'щадящая' школа рукопашного боя.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости и ввязываться во
всякого рода витальную возню - это неверный способ использования сил противника.
Мы вернемся к этому вопросу в двадцатой главе.
17. Ментальные нападения и ментальная защита
Витальным нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно
эмоциями, отождествленные со своей витальной 'оболочкой'; ментальным же
нападениям подвергаются, как правило, люди, живущие преимущественно интеллектом,
отождествленные со своей ментальной 'оболочкой'.
Ментальные нападения - явление не частое, поскольку индуктор, способный
осуществить такое нападение, должен совмещать в себе многие и без того редкие
качества. Нападению при этом подвергается непосредственно ментальная оболочка, в
обход энергетической и витальной. Нападение такого