материально бескорыстной солидарности, получили в
оккультной традиции наименование 'эгрегоров'. В более узком специальном смысле
термин 'эгрегор' относится лишь к идеологическому уровню причастности
(последующие три уровня определяются как 'надэгрегориальные'), то есть к
неформальным сообществам, возникающими вокруг какой-либо системы идей. Члены
таких сообществ, незнакомые с оккультными теориями, обычно говорят о себе, что
'черпают силу в своих убеждениях'.
13. Эгрегоры - фикция или реальность?*
* Читатели, которых интересуют прежде всего вопросы психической самозащиты, эту
главу могут опустить.
Итак, пищу для теории эгрегоров составляют различные психологические эффекты,
обусловленные чувством личной причастности к каким-то надличным явлениям и
процессам. Но насколько эта теория в ее современной биопольной форме
соответствует реальному положению вещей?
О 'реальном положении вещей' в этой области говорить трудно. Проблема возникает
уже на уровне описания переживаемых явлений. Дело в том, что в интроспективной
психологии, как и в квантовой физике, невозможно избавиться от влияния средств
наблюдения на объект наблюдения. Поэтому проблема описания напоминает здесь
проблему измерения квантовомеханических объектов: чем точнее измерение, тем
сильнее измерительное устройство 'деформирует' измеряемый объект; подобным же
образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное структурирование
непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании
элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.
Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта
осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания
невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы
и составляют 'теоретическую базу' так называемой 'эзотерической психологии'.
Устойчивость, живучесть эзотерических 'теорий' обусловлена тем реальным
психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по
существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное
'подкрепляющее' воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из
хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, 'теории' эти
пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает
'возвещенный' опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения
подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность
нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений.
Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить рассматривавшаяся
в третьей главе 'пространственная модель внутреннего мира' - концепция 'тонких
тел' или 'оболочек' (ментальной, витальной и эфирной), последовательно
скрывающих от человека его 'истинное Я'. Единственное место, где мы фактически
имеем дело со своими 'оболочками', это области интроспекции. И здесь они
предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер
внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия,
эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов
восприятия. Наши 'оболочки' даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и
есть 'оболочки', скрывающие нас от самих себя. Но мы как правило не сознаем
этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их
в объектом своего восприятия.
'Эгрегоры', как и 'оболочки', - это не теоретические, а описательные модели.
Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их
наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в
какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей,
которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с
помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их
'теоретическая доступность', а также простота и надежность в употреблении
нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные
модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают
на этой 'теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного
опыта', такие 'надстройки', что в конце концов оказываются в психиатрической
лечебнице.
Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и
состоит, что описание принимается