Владимир Данченко

Принципы современной психозащиты

материально бескорыстной солидарности, получили в

оккультной традиции наименование 'эгрегоров'. В более узком специальном смысле

термин 'эгрегор' относится лишь к идеологическому уровню причастности

(последующие три уровня определяются как 'надэгрегориальные'), то есть к

неформальным сообществам, возникающими вокруг какой-либо системы идей. Члены

таких сообществ, незнакомые с оккультными теориями, обычно говорят о себе, что

'черпают силу в своих убеждениях'.

13. Эгрегоры - фикция или реальность?*

* Читатели, которых интересуют прежде всего вопросы психической самозащиты, эту

главу могут опустить.

Итак, пищу для теории эгрегоров составляют различные психологические эффекты,

обусловленные чувством личной причастности к каким-то надличным явлениям и

процессам. Но насколько эта теория в ее современной биопольной форме

соответствует реальному положению вещей?

О 'реальном положении вещей' в этой области говорить трудно. Проблема возникает

уже на уровне описания переживаемых явлений. Дело в том, что в интроспективной

психологии, как и в квантовой физике, невозможно избавиться от влияния средств

наблюдения на объект наблюдения. Поэтому проблема описания напоминает здесь

проблему измерения квантовомеханических объектов: чем точнее измерение, тем

сильнее измерительное устройство 'деформирует' измеряемый объект; подобным же

образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное структурирование

непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании

элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.

Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта

осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания

невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы

и составляют 'теоретическую базу' так называемой 'эзотерической психологии'.

Устойчивость, живучесть эзотерических 'теорий' обусловлена тем реальным

психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по

существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное

'подкрепляющее' воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из

хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, 'теории' эти

пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает

'возвещенный' опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения

подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность

нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений.

Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить рассматривавшаяся

в третьей главе 'пространственная модель внутреннего мира' - концепция 'тонких

тел' или 'оболочек' (ментальной, витальной и эфирной), последовательно

скрывающих от человека его 'истинное Я'. Единственное место, где мы фактически

имеем дело со своими 'оболочками', это области интроспекции. И здесь они

предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер

внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия,

эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов

восприятия. Наши 'оболочки' даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и

есть 'оболочки', скрывающие нас от самих себя. Но мы как правило не сознаем

этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их

в объектом своего восприятия.

'Эгрегоры', как и 'оболочки', - это не теоретические, а описательные модели.

Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их

наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в

какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей,

которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с

помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их

'теоретическая доступность', а также простота и надежность в употреблении

нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные

модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают

на этой 'теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного

опыта', такие 'надстройки', что в конце концов оказываются в психиатрической

лечебнице.

Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и

состоит, что описание принимается