лунного календаря, в одном месяце которого, грубо говоря, было двадцать девять с половиной дней, а в году двенадцать месяцев и десять с тремя четвертями дней. Календарь Колиньи2 первого века до нашей эры, один из лунных календарей, не рассматривается больше как календарь друидов. Он высечен латинскими буквами на медной пластине3 и теперь считается одним из проявлений романизации местной религии во времена Империи. Более того, двадцать восемь дней - это настоящий лунный месяц не только с астрономической точки зрения (то есть исходя из движения луны по отношению к солнцу), но и с мистической, так как Луна, будучи женщиной, имеет менструальный цикл (слово 'менструация' связано со словом 'луна', тооп) 4 в двадцать восемь дней5. Календарная система, зафиксированная в календаре Колиньи, была, по-видимому, привезена в Британию римлянами во время похода Клавдия, и воспоминания о прибавленных днях, как отмечает профессор Т. Гвинн Джонс, сохранились в валлийском фольклоре. Однако и в ирландских, и в валлийских мифах стародавних времен 'один год и еще один день' - постоянно повторяемое словосочетание, отчего можно предположить, что 'Beth-Luis-Nion'-календарь состоял из 364 и еще одного дня. По-видимому, месяц березы начинался 24 декабря и заканчивался 20 января.
L (Luis)
Второе дерево - рябина (дерево жизни). Круг, застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на трудные вопросы, - отсюда ирландское выражение 'идти по ветви знаний', то есть сделать все ради получения информации. Рябину довольно часто сажают на Британских островах как защиту от молний и ведьмовства любого рода, например, заколдованную лошадь может привести в чувство лишь рябиновая ветка. В древней Ирландии костры из рябины зажигались друидами противостоящих воинств, и заклинания, которые произносились над ними, должны были призвать духов на помощь в битве. В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез, но также они лечили раненых и добавляли год к жизни человека. В сказании о Диармойде и Грайне ягоды рябины вместе с яблоками и орехами описаны как пища богов. 'Пища богов', вероятно, предполагает, что табу на красную еду возникло из табу на поедание мухоморов, ибо поганые грибы, судя по греческой поговорке, которую цитировал Нерон, были 'пищей богов'. В Древней Греции вся красная еда - омар, бекон, барабулька, лангуста и красные ягоды и фрукты - была запрещена, кроме как во время праздников в честь мертвых. (Красный цвет - цвет смерти в Греции и Британии в бронзовом веке: красная охра была обнаружена в захоронениях эпохи мегалита в горах Пресцелли и на равнине Солсбери.) Рябина-дерево оживляющее, стимулирующее. Его ботаническое название Fraxinus или Pyrus, Аисираriа несет на себе печать его колдовского предназначения6. Поскольку это дерево стимулирующее, то его можно было также использовать и для противоположной цели. В данайской Ирландии рябиновую палку вонзали в труп, чтобы обезвредить призрак. А в сказании о Кухулине три ведьмы зажарили собаку, сакральное животное Кухулина, на рябиновых ветках, предвещая ему смерть.
Использование рябины для пророчеств объясняет наличие рябиновых зарослей на Рюгене и других янтарных островах Балтийского моря, где когда-то были оракулы, а также отмеченное в 'Flora Scotica' (1777) Джона Лайтфута соседство рябины с древними каменными кругами. Второй месяц начинался 21 января и заканчивался 17 февраля. На его середину (2 февраля) приходится важный кельтский праздник - теперь: Сретение. Он знаменовал оживание года и был первым из четырех дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши. Остальные приходились на канун мая (Вальпургиева ночь), праздник урожая (2 августа) и канун Дня Всех Святых, когда год подходил к концу. Эти дни соответствуют четырем великим ирландским праздникам огня, упомянутым Кормаком, архиепископом Кашеля. В Ирландии и Шотландии 2 февраля - день святой Бригиты, бывшей Белой Богини, оживляющей Тройственной Музы. Связь рябины с огненным праздником Сретения показана в 'Книге Баллимота' в огаме Моранна Макмейна: поэтизируя рябину, он называет ее 'услаждением глаз, что есть Lisiu, огонь'.
N (Nion)
Третье дерево - ясень. В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати