Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

и, путешествуя среди многих народов, по-видимому, развил религиозные догматы пеласгов. Его теория о переселении душ скорее индийского, нежели пеласгийского происхождения. В Кротоне его приняли, как и его последователя Эмпе докла, за воплощение Аполлона.

8 Платоники вполне материалистически объясняют свое нежелание иметь дело с бобами. Однако в сущности это ничего не меняет. Жизнь - это дыхание, и если человек выпускал газы после блюда с бобами, это служило доказательством того, что он будто бы съел живую душу. По-гречески и на латыни одни и те же слова - аnitа и рhеntа - обозначают газы, дыхание и душу, или дух.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Загадка Гвиона

Когда это сложное мифологическое обоснование, хоть и медленно, но сложилось у меня в голове, я вновь вернулся к 'Hanes Taliesin' ('История Талиесина'), поэме-загадке, с которой Талиесин в 'Сказании' обращается к королю Майлгвину, но уже предполагая, что Гвион прибег к помощи Пса, Косули и Чибиса, желая скрыть в ней Гвидионову тайну о деревьях, которую он каким-то образом сумел узнать и которая подарила ему поэтическую власть. Внимательно читая стихи, я скоро понял, что и здесь, как в 'Cad Goddeu', Гвион был истинным поэтом, а не безответственным льстецом, и если Хайнин и другие поэты, как говорится в 'Сказании', знали лишь 'латынь, французский, валлийский и английский языки', он был также начитан в ирландской классике... и в греческой и еврейской литературе тоже, судя по его собственному признанию:

Tracthator fyngofeg

Yn Efrai, yn Efroeg,

Yn Efroeg, yn Efrai.

Еще я догадался, что Гвион прятал старую религиозную тайну - святотатственную с точки зрения церкви - под шутовским нарядом, но хорошо образованный поэт вполне мог бы разгадать загадку.

Сейчас я пользуюсь именем Гвион вместо Талиесин, чтобы всем было ясно: я не путаю таинственное дитя - Талиесина из 'Сказания о Талиесине' - с историческим Талиесином конца шестого века, который сочинил поэмы, вошедшие в 'Красную книгу Хергеста', и о котором, говоря о саксонских королях седьмого века, упомянул Ненний как о 'знаменитом британском поэте'. Исторический Талиесин большую часть последней трети шестого столетия провел в домах разных вождей и королей, для которых сочинял хвалебные вирши (Ириен ап Кинварх, Овайн ап Ириен Гвахлаг ап Лайнауг, Кинан Гарвин ап Брохвайл Асгатрог, король Повиса и верховный король Хрин ап Майлгвин), пока его не убил Койлинг в пьяной ссоре. Он вместе с Хрином участвовал в первом походе против мужей Севера, поводом к которому было убийство Элидира (Гелиодоруса) Мвинваура и месть Клидно Айтина, Хратерха Хайла (или Хена) и других, за которую Хрин отплатил мощным вторжением. Этот Талиесин называет англичан 'айнглами' или 'дайвирами' (дайранами) так же часто, как и 'саксами', а валлийцев - 'бриттами', а не 'кимрами'. Гвион писал примерно шестью веками позже, на исходе времен королей.

В своих 'Лекциях о ранней валлийской поэзии' доктор Айфор Уильямс, величайший из ныне живущих знатоков поэм Талиесина, доказывает исходя из собственно литературного анализа, что частично 'Сказание' существовало уже в тексте девятого столетия. Не буду спорить. Не стану также спорить и с утверждением, что автор 'Сказания о Талиесине' был языческим священнослужителем с ирландскими связями. Однако я никак не могу согласиться, будто нет никакой 'тайны, полутайны, полуполутайны' в его сочинениях и все нелепости легко объяснить следующим образом:

Талиесин просто-напросто пускает пылъ в глаза, как кенгуру в сказке Киплинга... ничего не поделаешь! Такова его роль!

Как ученому доктору, Уильямсу куда проще с более древним Талиесином - обыкновенным придворным поэтом типа скальда. Однако для меня смысл 'Сказания' не в том, что псевдо-Талиесин смешно похваляется своим всеведением, а в том, что некто, назвавшийся Маленьким Гвионом, сыном Гуреанга из Хланвайра, что в Кайрайнионе, человек в сущности незначительный, случайно открыл некоторые старые тайны и, став посвященным, запрезирал профессиональных поэтов своего времени за то, что они не знают основ традиционной поэзии. Объявив себя учителем-поэтом, Гвион взял имя Талиесина, подобно тому, как честолюбивый поэт эллинов мог назваться Гомером. 'Гвион, сын Гуреанга' - скорее всего псевдоним, а не настоящее имя автора 'Сказания'. Имя Гвион эквивалентно (gw заменяет f) имени Фионн, или Финн, то есть имени ирландского героя из похожей легенды1. Фионну, сыну Майрне, дочери верховного друида, тезка-друид повелел сварить для него лосося, выловленного в глубоководной реке Бойне, которого Фионн ни в коем