и не преследуют цели вызвать гипнотическое состояние,
как считают некоторые. Кроме казинас, практикуют привлечение любых
ярких предметов.
6. Это упражнение в концентрации мысли заключается в выборе какого-нибудь
пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают
растущие разнообразные цветы, их группировки; деревья, присущую каждому форму
ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав себе четкое представление
о саде, когда его видят очень четко и с закрытыми глазами, начинают
из составляющего его сочетания признаков мысленно одну за другой устранять
различные детали. Постепенно цветы теряют окраску и форму, рассыпаются. Даже
оставшаяся от них пыль рассеивается. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются,
будто входят в ствол. Ствол уточняется и превращается в простую линию. Линия
эта становится все тоньше и, наконец, исчезает. В результате остается только
голая земля. С земли теперь нужно убрать траву, камни, почву... и она тоже
исчезает...
Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6) являются
для буддизма классическими и называются беспредметной медитацией.
Эти упражнения приводят к уничтожению представления о мире формы и материи.
Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание бесконечности
сознания и, наконец, достигается ощущение сферы пустоты, где нет
ни сознания, ни отсутствия сознания.
Для достижения этого особого состояния сознания - рабочего
фона - существует и много других психотехнических методов. Иногда рабочий
фон достигается в результате кропотливого самонаблюдения или выключения
деятельности рассудка, или исследований и размышлений о явлениях внешнего
мира. Наконец, есть люди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой
подготовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым в этот
момент заняты.
7. Другое распространенное упражнение при обучении монахов-мистиков состоит
в созерцании какого-нибудь предмета. Нужно всецело на нем сосредоточиться
так, чтобы не только ничего кроме него не видеть, но и ни о чем больше не
думать. Постепенно теряется ощущение своей личности, и ученик начинает отождествлять
себя с созерцаемым предметом. Но на этом ни в коем случае нельзя останавливаться!
Превратившись в созерцаемый предмет, т. е. испытания уже особые специфические
ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его свойств
нужно созерцать уже самого себя извне как предмет внешнего мира. Например,
ученик, выбравший предметом созерцания дерево, забывает свою человеческую
природу и ощущает свое тело как жесткий негнущийся древесный ствол с ветвями,
чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу,
циркуляцию соков и т. д.
Затем, в качестве дерева, ставшего субъектом, надо созерцать сидящее перед
ним человеческое существо, ставшее объектом. Рассматривать его, изучать во
всех подробностях. После этого, переместив свое сознание в сидящего человека,
снова начать рассматривать дерево, затем в качестве дерева - опять созерцать
человека. Чередующееся перемещение из субъекта в объект и наоборот повторяется
много раз. Это упражнение тренирует качество медитации как рабочего
фона.
8. Следующее упражнение направлено на развитие искусства перемещения сознания
в своем теле.
Ученик должен постараться извлечь сознание-субъект из его обычного
обиталища и переместить его, например, в кисть руки. Тогда он
должен почувствовать себя предметом, имеющим форму ладони с пятью пальцами
на конце длинного придатка (руки), соединяющего его с большой движущейся массой
(телом). У него будет то же ощущение, какое нам пришлось бы испытать, если
бы мы видели не глазами, а кистями рук, и если бы эта кисть - снабженное глазами
вместилище нашего разума (мышления) - поднималась бы и опускалась
на конце длинного придатка (руки), чтобы рассмотреть голову и тело, вместо
обычного движения глаз.
Это упражнение дает возможность испытывать психические состояния, отличные
от обычных, позволяет сознанию выходить из условных границ, поставленных нами
нашему Я. В результате этого и достигается состояние сознания,
когда Я не существует. Кроме этого появляется ощущение, что