поместить себя в любую, запрограммированную
тренером или спортсменом, ситуацию. Это состояние позволяет вести реальные
борцовские схватки или выполнять любые физические упражнения, полностью перевоплотившись
в любую заданную личность, причем после выхода из СК амнезии не наблюдается.
Спортсмен хорошо помнит все, что он выполнил. Полученные двигательные навыки
хорошо сохраняются.
Педагогические наблюдения показали, что с помощью СК легко и эффективно устраняются
различные спортивные аномалии, такие как усталость, переутомление, состояние
апатии, спортивная лихорадка, спортивные страхи, закрепившиеся деффекты техники,
раздражительность, чувство пресыщения от занятий спортом, отсутствие аппетита,
плохой сон и т.д.
Многократное использование СК не снижает волевых качеств у спортсменов, наоборот,
отмечается их резкое повышение.
Правильное, физиологически обоснованное самовнушение в СК совершенно безвредно.
Психологическим механизмом самовнушения является специальным образом развиваемое
эмоционально окрашенное воображение (9). Эффективность формул самовнушения
в СК в значительной степени зависит от той физиологически точной информации,
которую они содержат. Причем эта информация должна образно отражать програм-
мируемую цель самовнушения. Важной составляющей высокой эффективности самовнушений
в СК является внутренняя психологическая установка (9).
Анализ с помощью электроэнцефалограммы процессов, происходящих в мозге в СК,
показал, что наступает значительная редукция альфа-ритма с последующей депрессией
его на протяжении всего эксперимента. Обсуждение результатов педагогических
наблюдений и исследований позволяет сделать вывод о целесообразности применения
метода К в практике физической культуры и спорта в следующих случаях (8):
1) для повышения спортивной работоспособности; 2) для улучшения восстановления
при значительном утомлении и переутомлении (в сочетании с другими средствами);
3) для создания мобилизационной готовности перед нагрузками, тренировкой или
соревнованием; 4) для самовнушенного сна- отдыха (на заданное время); 5) для
выполнения идеомоторной тренировки; 6) для повышения темпов специальной тренирован-
ности; 7) при разучивании новых движений любой сложности; 8) для самовоспитания;
9) для развития внимания, воображения, памяти и т.д.; 10) для краткосрочного
вскрытия внутренних резервов организма и демонстрации спортивного результата,
превышающего уровень тренированности (но не более чем на 20%).
На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. Все 220 человек, обучавшиеся СК по экспресс-методике, освоили программу
обучения за нормативное время - 1-2 мин.
2. Применение СК позволяет эффективно строить учебно- тренировочный процесс.
3. Предложенный метод одновременного развития психических и физических возможностей
спортсменов позволяет рассматривать его как новый, эффективный метод психофизической
подготовки человека.
Состояния К в подготовке юных дзюдоистов. Используемые в настоящее время методы
психической саморегуляции (1-4) в подготовке юных дзюдоистов, на наш взгляд,
не отвечают тем требованиям, которые предъявляются к этому важнейшему разделу
психофизической подготовки в практике юношеского спорта.
Новый метод саморегуляции отличается быстротой и легкостью освоения. Среднее
время, которое требуется для обучения, составляет 1-2 мин.
В нашем исследовании принимали участие 75 спортсменов, разделенных на 4 группы.
В 1-ю группу (20 человек) вошли новички, дзюдоисты первого года обучения в
возрасте 10-12 лет; во 20-ю (20 человек) - дзюдоисты юношеских разрядов, второго
и третьего года обучения в возрасте 13-15 лет, в 3-ю (20 человек) - дзюдоисты
1 и П разрядов и кандидаты в мастера спорта, третьего-пятого года обучения
в возрасте 16-18 лет, в 4-ю, контрольную (15 человек) - дзюдоисты юношеских
разрядов, второго и третьего года обучения в возрасте 12-16 лет.
Контрольная группа обучалась классической аутогенной тренировке в течение
4 нед. (по 3 раза в неделю). При обучении учитывались рекомендации А.В.Алексеева
(1).
Первые 3 группы на последнем занятии 4-й недели были обучены СК за нормативное
время (1-2 мин.). Все 4 группы, освоив саморегуляцию, стали использовать