тело.
3. Контроль, регуляция и изменение всего того, что составляет содержание духовного
Я, т.е. это контроль и регуляция отраженной в сознании реальности,
это контроль и изменение или регуляция образов, представлений, понятий, а
также сопровождающих их переживаний и волевых усилий. В психике человека или
в сознании - это воображение, сюжетные предст- авления, самовнушения, самоубеждения,
внутренние установки, нравственное, безнравственное, внутреннее стремление
(к самосовершенствованию, к самопознанию, к познанию (реаль- ности, к красоте
и гармонии, к добру, к осмыслению реальности - поиск целей и смысла человеческого
существования), влечения - т.е. инстинкты и рефлексы.
Понятие духовного в человеке описано в специальном разделе, поэтому здесь
рассмотрено не будет.
4. Контроль, регуляция или изменение всего того, что составляет содержание
социального или интеллектуального Я.
Мышление - высшая регулятивная форма отражения живым реальности, поэтому мыслительная
или интеллектуальная деятельность человека может быть направлена вовнутрь
или вовне. Причем в последнем случае следует особо выделить некоторые основные
блоки реальности - природу, общество, общественное сознание, историческое
общественное сознание, ноосферу.
Четвертая группа методов саморегуляции направлена на контроль регуляцию или
изменение отношений между Я и указанными блоками реальности, т.е.
здесь Я выступает как социальное. В этой группе встречаются такие
методы, как: варьирование целевыми установками личности; создание забар- рикадированной
системы ценностных ориентации; предоставление себе права на ошибку; оптимизация
реакции на критику; объекти- вное соотношение задач деятельности и своих возможностей
в этой области; контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов;
ценностных ориентации; своего социального статуса в обществе; изменение своего
отношения к различным формам общественного сознания и истории; контроль и
регуляция своего места в ноосфере. Предоставленная классификация соответствует
принятым общим положениям, объясняющим, что саморегуляция осуществляется на
энергофизиологическом уровне, на уровне психических процессов, на личностном
и социальном уровнях. Кстати, описанные уровни показывают, как должен исследоваться
феномен человека, в этом случае обязателен и исторический аспект
понятия человек и природный. Мы уже указывали, что феномен
человека выделить из общества, ноосферы, природы, реальности можно только
условно. Так как человек является объективной реальностью, не нарушив самым
серьезным образом самой реальности, практически выделить человека в отдельную
сущность невозможно. Это наше принципиальное положение, так как у нас есть
своя теория о диалектике развития, становления и изменения во время сущностных
качеств отдельного и общего.
НАЧАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ.
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА
Занятия необходимо проводить в специально обору- дованном помещении, строго
в указанной ниже после- довательности.
Ученик заранее знакомится с содержанием всей программы занятий, ее целью,
а также необходимым теоретическим минимумом данной методики тренировки.
На первом занятии программа внушается ученику, находящемуся в бодрствующем
состоянии. Далее, применяя один из методов общего торможения деятельности
коры головного мозга, обучающий отмечает наступление заторможенного состояния
(здесь возможно использование звука, света, температурно-энергетического эффекта,
воображения, зрения, суфийского движения, словесного гипнотического воздействия,
элементов аутотренинга и т.д.).
Затем применяется одна из медитативных методик, максимально концентрирующая
внимание обучаемого, а затем рассредоточивающая его. В результате этих воздействий
сознание растворяется. Происходит остановка процессов мышления
и восприятия внешней и внутренней среды. Далее мгновенно выключаются все психические
процессы, которые принято называть осознаваемыми, останавливается
время (появляется ощущение парения в невесомости и какой-то пустоты). В этот
момент следует перевод сознания в новый режим работы - суггестивный. На прежнем
фоне возникает контроль двух Я: учителя и ученика. Я
ученика усиливается, мозг включается и сознание начинает функционировать