переживаний есть одно общее качество, присущее и
повседневной жизни с ее последовательными событиями, происходящими в трехмерном
пространстве и линейном времени. Однако также типичны и доступны дополнительные
измерения и эмпирические альтернативы. Психоделическое состояние несет в себе
многоуровневое и многомерное качество, и ньютоно-картезианские последо- вательности
внутренних событий кажутся произвольными вставками в сложном континууме беспредельных
возможностей. В то же время они обладают всеми характеристиками, которые ассо-
циируются с восприятием материального мира объективной реальности. Гроф считал,
что психоделические состояния, сопровождаются видениями, ощущениями по всем
рецепторам и эмоциональными переживаниями, включая механизмы памяти намного
глубже, объемнее чем в реальном мире. Причем переживания и видения могут идти
многомерно, многозначно и одновременно в нескольких изменениях, но в одном
времени. То есть, одновременно идут несколько фильмов
с разными сюжетами и сознание эйдетически нормально все это воспринимает.
Гроф уверен, что эта внутренняя реальность является частью единой общей Реальности,
в которой внешняя реальность и наш опыт и знания занимают лишь самую малую
часть. Это суфийская точка зрения на природу человека и природу Реальности
и Бога, жаль что Гроф с нею не знаком и выдает ее за свою, хотя суфии об этом
говорят уже тысячи лет, начиная со 2-го тыс. до н.э. (Саади Ширази, Фаридуддин
Аттар, Джалалуддин Руми, Ибн аль Араби, Мухаммед, Ибн Рушд, Раймонд Луллий,
Роджер Бэкон, Аль-Газали, Абу Бакр, Тубан Абд аль-Файз, Джами, Мисри, Худжвири,
Омар Хайям, Аль-Тургаи, Калабадхи, Нури и др.).
Гроф утверждает, что участники ЛСД-сеансов часто говорят об образах, но у
этих образов нет качества застывших фотографий. Они находятся в постоянном
динамическом движении и обычно передают некие драматические события и действия.
Но и термин внутреннее кино, который так часто возникает в отчетах
об ЛСД-сеансах, не вполне верно описывает их природу. Психоделические видения
действительно трехмерны и обладают всеми качествами обыденного восприятия.
Они кажутся происходящими в определенном месте и могут восприниматься с различных
направлений изображения и выборочный фокус на различных уровнях и планах эмпирического
континуума; восприятие или реконструкция тонкого строения; зрение через прозрачную
среду представляемых объектов - таких, как клетка, тело эмбриона, части растения
или драгоценного камня. Произвольный сдвиг фокуса является только одним из
механизмов стирания и прояснения образов. Картины также могут проясняться,
когда устранены искажения, вызванные страхом, защитой и сопротивлением или
когда содержанию позволено развиваться в континууме линейного времени.
Важной характеристикой психоделического переживания является, по Грофу, трансцендирование
пространства и времени, когда линейный континуум между микрокосмическим миром
и макрокосмосом, который кажется абсолютно обязательным в обычном состоянии
сознания, как бы не принимается во внимание. Размер воспринимаемых объектов
покрывает весь возможный диапазон - от атомов, молекул и отдельных клеток
до гигантских небесных тел, солнечных систем и галактик. Явления из зоны
средних измерений, непосредственно ощущаемые нашими органами восприятия, оказываются
в том же эмпирическом континууме, что и те, для восприятия которых обычно
требуется такая сложная технология, как микроскопы и макрокосмом произвольно:
они могут сосуществовать в одном и том же переживании и взаимозаменяться.
По утверждению Грофа, участник ЛСД-сеанса может ощущать себя единичной клеткой,
эмбрионом и галактикой, и эти три состояния могут возникнуть одновременно
или поочередно из-за простого сдвига фокуса. Следует заметить, что описание
размерных субъективных переживаний Гроф дает правильно, но вот
выводы он делает алогичные, что мол человеку доступно в ощущениях восприятие
микро- и макромира. Собственно, почему мы считаем, что психика Грофа поехала?
Как раз поэтому, так как он начинает путать внутренние субъективные ощущения
с реальными объективными. Однако продолжим очень важное для науки изучение
личного опыта Грофа, как ЛСД-исследователя.
Гроф сообщает, что подобным же образом в психодели-