Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

3. Овладение ритмом сердечной деятельности. Мысленно повторяется несколько

раз формула: Сердце бьется спокойно и ровно.

4. Овладение ритмом дыхания. Формула Дышу совершенно спокойно.

5. Вызывание ощущения тепла в районе солнечного сплетения. Формула: Мое

солнечное сплетение теплое, совсем теплое.

6. Вызывание прохлады в области лба формула: Мой лоб приятно прохладен.

Вся тренировка начинается и заканчивается формулой: Я совершенно спокоен.

Эта формула постоянно произносится в каждом упражнении.

В конце сеанса, чтобы вывести себя из состояния покоя и расслабления, рекомендуется

сделать резкие разгибательные движения руками, сопровождая эти движения резким

выдохом, и затем широко открыть глаза. Каждое из шести упражнений осваивается

до 2 недель, по 3-4 раза в день, по 2-6 минут, с врачом и самостоятельно.

Шульц старался индивидуальные занятия сочетать с групповыми по 30-70 человек

в группе. Первые шесть упражнений Шульц называл низшей ступенью тренировки,

а затем занимающийся осваивал высшую ступень:

1. Воспитание устойчивого внимания. Тренирующийся при закрытых глазах отводит

глазные яблоки вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше

междубровья.

2. Развитие способности к визуализации представлений. Тренирующийся вызывает

на мысленном экране представление какого-либо однотонного цвета или конкретного

образа какого- либо предмета. Длительность этого упражнения 30-60 минут и

рекомендуется его делать только после шести месяцев занятий аутогенной тренировкой.

3. Вызывание состояния интенсивного погружения. Тренирующийся задается темой

(например, счастье) и добивается грезоподобного состояния, когда

на мысленном экране возникают (как во сне) зрительные образы, отражающие заданную

тему.

4. Вызывание состояния глубокого погружения. Тренирующийся учится вести внутренний

диалог, расщепляя сознание на Я и наблюдателя Я. В

этом диалоге наблюдатель задается вопросом, а Я отвечает

потоком мысленных картин (в аутотренинге это называется ответ бессознательного).

После Шульца многие ученые, не понимая роль воображения в саморегуляции (из-за

отсутствия личного глубокого трансового опыта) неправильно усовершенствовали

его метод, выбросив главное - постепенное достижение способности к визуализации,

а резко сократив время занятий, осваивали только первую степень. Поэтому сокращенная

аутогенная тренировка, будучи лишенной своего главного секрета - развитого

воображения, стала малоэффективной и так и не нашла в мировой практике широкого

применения ни в медицине, ни в спорте, ни на производстве.

Именно длительность обучения (не менее 8 месяцев) и малоэффективность аутогенной

тренировки заставила нас в свое время (60-80 годы) искать и найти ошибку Шульца.

Оказалось, надо вызывать не тяжесть и тепло, а легкость, невесомость и повышенную

управляемость (через кодирование), то есть не тормозные режимы, а мобилизационно-кодированные

(СК), о чем мы в 1984 году написали в своей книге: Управляемый медативный

аутотренинг. И хотя исследования русских ученых А.Г.Панова, Г.С.Беляева,

В.С.Лобзина, И.А.Копыловой показали, что при освоении первой стадии аутогенной

тренировки в коре головного мозга преобладают тормозные процессы, а при тренировках

во второй стадии ЭЭГ - процессы свидетельствуют о состоянии бодрствования

с активной корковой деятельностью, ни русские, ни тем более иностранные

ученые должных выводов не сделали, слишком велик был авторитет Шульца, трудно

было предположить, что он грубо ошибся, что надо сделать все наоборот. А время

освоения аутогенной тренировки оказывается может занимать пару минут. История

мировой науки в области саморегуляции еще раз показала, что в науке авторитетов

не должно быть, могут быть лишь симпатии, так как любой крупный ученый должен

уметь доказать все, что угодно, в том числе и совершенно обратное тому, что

он только что доказал. Если этого нет, то нет и крупного ученого, так как

большие истины всегда содержат в себе два абсолютно противоположных утверждения

(концепция (инь-ян).

НАРКОТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Наиболее интересные исследования измененных состояний сознания, вызываемых

приемом психоделических препаратов и применением дыхательных нефармакологических