форме черт предшествующей
фазы развития, возвраты якобы к старому, т. е. отрицание отрицания.
Закончив рассуждения по заданной схеме, не спеша встать. Для того, чтобы лучше
подчеркнуть процесс окончания медитации в собственном сознании занимающегося,
отметить, что это - всего лишь упражнение, желательно раза три прочитать АУМ
перед тем, как встать и приступить к другим делам. Полезно также выполнить
по окончании этой практики медитацию над дыханием с закрытыми глазами.
ЭФФЕКТ: 1. Развивается диалектический стиль мышления. Сознание становится
более ясным, а интеллект развитым. Количественные изменения в глубине анализа
явлений переходят в качественные; в итоге происходит выход на новые, более
высокие уровни развития мышления и его распознавательной способности.
2. Укрепляются способности к Пратьяхаре и Дхаране (концентрации), свойственные
обычно научным сотрудникам с большим опытом деятельности в своей сфере.
3. Интеллект становится более гибким, дисциплинированным; его становится все
легче и легче в повседневной жизни переключать с одной задачи на другую по
мере практики упражнения.
Примечания: 1. Чем менее интересен предмет, тем больше эффект от упражнения.
2. Не следует делать упражнение в состоянии сильной усталости. Наилучшее время
для него - праздники, выходные, отпуск.
3. Хотя в карандаше можно найти как воплощение всех трех общих законов диалектики,
черты общего, единичного и особенного, так и отражение целого ряда других
принципов философии, следует помнить, что это - лишь упражнение, проводимое
вами для лучшей самореализации вашего Я.
4. Предложенная схема исследования не претендует на то, чтобы ее рассматривали
как целую и законченную. Такую схему можно изменять и дополнять соответственно
возможностям и пожеланиям самого занимающегося.
5. Если у вас не так легко получается это упражнение, как вам хотелось бы,
в качестве предварительного упражнения следует использовать еще одну Тратаку
- на пятно. Такое упражнение по методике своей ничем не отличается от Тратаки
на свечу, причем возможно использование двоякого рода пятен:
- черное пятно на белом фоне;
-белое пятно на сплошном черном фоне.
В любом случае диаметр пятна составляет 2-5 см, объект для концентрации, нанесенный
на бумажный лист, устанавливается на расстоянии 30-100 см от созерцающего
на уровне его глаз.
Если и после такого упражнения выполнение медитации на предмет у вас вызывает
чувство внутреннего неприятия, тогда следует ограничиться Тратакой на свечу
и (или) на пятно.
120. ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА: Здесь появляется дополнительный элемент: вместе
с пристальным взглядом и концентрацией всех умственных сил на данном цветке
вы вдыхаете его запах. Если цветок без запаха - представляете мысленно исходящий
от него аромат. Этот аромат входит в вас, наполняет вас, пронизывает вас.
Других запахов не существует, есть только один прекрасный, тонкий аромат цветка.
Таким образом, в процесс концентрации включается еще и обоняние. После некоторой
практики упражнение можно усложнить: вместо цветка взять несколько цветков
(но не более семи!). Но в любом случае цветок и тем более - букет должен полностью
соответствовать вашим эстетическим вкусам. В нем не должно быть ничего, что
могло бы вам не понравиться или вызвать какие-либо обостренные, бурные эмоции,
связанные с какими бы то ни было воспоминаниями.
ЭФФЕКТ: Тот же, что и при практике других Тратак. Однако работа с цветком
позволит в ненавязчивой форме развить ваши эстетические вкусы, а при использовании
букета будет также развиваться возможность одновременного множественного восприятия
объектов.
Примечания: Не следует за одно занятие делать несколько Тратак, например после
Тратаки не свечу практиковать созерцание цветка. Это будет утомительным и
может внести в ваше сознание элемент двойственности, что в целом будет нежелательно.
121. ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на
душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается
новейшими научными исследованиями. В Индии специальные графические изображения
для вхождения в состояние транса получили название янтры. Наиболее
известные янтры, связанные по своему содержанию