т.е. воспринимать горы как горы, а реки как реки, совершенно
непосредственно и адекватно, не опосредуя процесс восприятия вербальными и
понятийными структурами.
Таким образом, хотя после всех испытаний и потрясений старый порядок вещей
восстанавливался целиком и полностью и все возвращалось на свои места, горы
становились горами, а реки - реками, в процессе интенсивной психической
тренировки и саморегуляции весьма существенно менялось мироотношение и мироощущение
чань-буддиста - мир остается прежним, меняется лишь точка зрения.
Чаньский смех в момент просветления означает не только радость
возрождения к новой жизни, но и победу над смертью, знаком которой выступали
хаотическое душевное состояние, распад психических связей и функций, способный
повлечь за собой действительную гибель человека как личности.
Чань-буддистский психотренинг пробуждает задавленную социальной конвенцией
спонтанность и естественность поведения, открытого для импровизации, позволяющего
учитывать неповто- римую индивидуальность и непрерывную изменчивость, динамизм
каждой конкретной ситуации. Решающую роль при этом играл психологический опыт
просветления.
Хотелось бы от себя, как автора, уточнить, что настоящее чаньское просветление
- это несколько мгновений безграничного счастья, которое испытывает адепт
от непосредственного континуального потока всепроникающего интуитивного экстрасен-
сорного восприятия реальности и всей Вселенной во всей полноте и единстве,
на базе безопорной концентрации расширенного сознания.
К сожалению, чань-буддизм имеет много школ и не все они владеют
психотехникой расширенного сознания - т.е. включения в процесс осознания всего
потенциала бессознательного, осуществления полного контроля над ранее непроизвольными
функциями организма и резкого снижения порога перцепции по всем рецепторам
и прежде всего психоэнергетическому.
Поэтому многие чань-школы не владеют искусством психотренинга, ведущего к
настоящему просветлению, отсюда и заблуждения некоторых исследователей,
понимающих под просветлением лишь остаточный эффект от настоящего
просветления. Такая же ошибка встречается в оценках йогического
самадхи. Самадхи имеет также несколько высших стадий, незнание которых приводит
многих исследователей к совершенно неправильной оценке Йоги, точнее, к полному
непониманию и недооценке ее.
Недостаточное, а чаще полное отсутствие психоэнерго- физиологической информации
является следствием глубокой секретности высших духовных психотехник и Знаний,
а иногда недостаточной профессиональной подготовки исследователей, незнакомых
с психоэнергофизиологией как наукой.