или искажаются, а наоборот, развиваются и усиливаются, поднимаясь
на качественно новый уровень, в результате чего повышаются регулятивные способности
всей психики в целом. При этом, как и в даосизме, основной акцент делается
на естественности, хотя в чань-буддизме уделяется более пристальное внимание
тому, чтобы опреде- ленным образом организовать естественные психические проявления,
обуздать их в рамках самодисциплины и само- контроля.
Чань-буддисты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе
бинарной оппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности
нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их Друг другу, в результате
чего разрушаются гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает
отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей
природной среды и противопоставляя свое индивидуальное Я всей
объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма
объектов) деятельности Я; так человек утрачивает целостное видение
мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной
среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством
теснейших уз и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.
Мир чань-буддиста и даоса принципиально не дуален (бу эр), поэтому
они стремятся аппелировать прежде всего к природному началу в человеке, пробудить
и активизировать его, освобождая от гнета внешних условностей. Это стремление
отчетливо проявляется в яркой эмоциональности чаньского просветления,
которое расценивается как центральный человеческий опыт, вершина всей практики
морального и психического самосовершенствования. Постигая Дао, даос обретал
эйфорическое чувство материально-телесного единства, не нарушаемого дисскусией,
восстанавливая яркость, свежесть, остроту и целостность восприятия, а также
спонтанность реагирования, т.е. все естественные свойства, утрачиваемые в
процессе культуризации Я.
Действия человека в таком состоянии идут как бы из самой глубины его существа,
его истинной природы, он руко- водствуется не нормами окультуренного
поведения, а интуитивным озарением, постижением истинной природы
всего сущего, с которой его собственная природа находится в нераздельном единстве.
Чаньский адепт перед своим внезапным прорывом к просветлению,
означавшим переход на качественно новый психический уровень, должен пережить
символическую смерть, когда хаотическое душевное состояние, вызванное великим
сомнением (да-и), достигает своего апогея. За великой смертью
(дасы) следует великое пробуждение (да-цзюэ), т.е. возвра- щение
к новой жизни, которое вполне закономерно знаменуется великой радостью
(да-лэ), а радость совершенно естественно выражается смехом.
Несмотря на символический характер великой смерти, чаньский адепт
переживает ее очень реально и всерьез, поэтому радуется он новой жизни искренне
и глубоко и смех его искренен и жизнерадостен.
Рай, потерянный рай, обретенный рай -
такая структура является общей для всего процесса переосознания адептом себя
и окружающего мира. Приведем изречение чаньского наставника: Когда я
еще не начал изучать чань, горы были горами и реки- реками; когда я начал
изучать чань, горы перестали быть горами, а реки - реками, когда я постиг
чань, горы снова стали горами, а реки - реками. Второй этап в этом изречении
соответствует великому сомнению (потерянный рай).
Когда чаньский наставник своим странным поведением, противоречивыми высказываниями,
неспровоцированными ударами и т.д. разрушает исходные психические структуры
ученика, ввергая его психику в крайне хаотическое состояние, как бы рушится
весь привычный для него порядок вещей и горы перестают быть горами,
а реки - реками. Но в то же время наставник пытается перестроить обыденные
психические структуры ученика на качественно иной основе, вызывая у него прорыв
к просветлению и возрождению к новой жизни, когда адепт переходит
на новый психический уровень и восстанавливается его способность (утраченная
в процессе культуризации и социализации) воспринимать мир таким, какой
он есть на самом деле, без концептуализации и дуализации явлений окружающей
действительности,