релаксации и дыхательных
упражнений; 2) пра- вильному положению тела; 3) внешним условиям, удобным
для длительной медитации.
В монастырской практике сидячей медитации обычно использовалась
классическая йогическая поза лотоса или сейза. Рекомендация
чаньского наставника: Когда Вы впервые начинаете практиковать сидячую
медитацию (цзо-чань) и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь
в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте
тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте
поле.
Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник. Выдохните
полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу
истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда Ваше тело и
сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность,
так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального
функционального состояния и мешает медитации. Поэтому в случае отключения
в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное
внушение нейтральности и т.д.) для восстановления и поддержания оптимального
состояния.
Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного
каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (санскр. - экагра; кит.
- и-нянь-синь). Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией
и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно
уравновешенного состояния.
Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает
его в одной точке и интенсивно всматривается своим внутренним
взором в пустоту, стремится опустошить свое сознание
до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние
называется одноточечностью сознания (и нянь-синь), или сознанием,
лишенным мыслей (у-нянь-синь), или не сознанием (у-синь).
Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко
фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий
вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда
сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не
задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной
адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание
на определенном объекте без всякого напряжения и осознанного стремления сделать
это, т.е. как бы при пассивном участии самого человека или, точнее,
его индивидуального Я, которое в таком состоянии перестает быть
контролером или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы
растворяясь без остатка в общем потоке психики. У-синь - это действие
(на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и
то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны. Поэтому
такое состояние называлось также у-во (не я), отсутствием
индивидуального Я.
Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санскр. - шуньята,
шунья; кит. - чжэнь-кун, сюй-кун). Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению
(созерцанию) свой собственный поток психики, свое Я - образы,
мысли, чувства, стремления и т.д., в результате чего обнаруживает, что все
эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом потоке, не имеет
отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его Я
нельзя свести ни к какому- либо одному феномену его психики, ни к их сумме,
и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем
можно лишь условно.
Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических
образований (эмоций, мышления, восприятия и т.д.) достигается пустотность,
т.е. несубстант- ность, иллюзорность, отсутствие
собственной независимой сущности всех вещей и явлений, всего феноменального
- внешних объектов, так называемых живых существ (кит. чжун-шэн), своей собственной
природы, а также пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая
феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное
безразличие,