Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

Для вас

в период упражнения существует только свеча, одна свеча и ничего более. Весь

мир теперь заключается в пламени свечи. Вы и пламя - одно целое... Как только

глаза устали, закройте их и сосредоточьтесь на световом пятне, оставшемся

на сетчатке. Попробуйте, далее, увидеть свечу через веки. Изображение пламени,

свечи и их цвета могут при этом изменяться или вмещаться, но общая форма свечи

и язычка пламени должны оставаться без изменений. Допускайте только мысли

о свече или о ее пламени. Вас интересует только свеча и ее горящий фитиль.

Когда глаза отдохнули, снова откройте их и продолжайте созерцать свечу. Длительность

упражнения - 5 минут за одно занятие в течение первых двух недель. Затем время

постепенно увеличивается до 10-5 минут.

ЭФФЕКТ: Способность к собранности мыслей возрастает во много раз при регулярной

практике этого элементарного упражнения. Следует особо отметить, что увеличивается

способность не только к умственной концентрации, но и физической, что делает

это упражнение крайне полезным для адептов каратэ, у-шу и других динамических

направлений, связанных с восточными боевыми искусствами. Тратака - исходная

основа для практики всех следующих упражнений, и успех в более сложных процедурах

во многом связан именно со способностью к концентрации. Для начинающих это

упражнение является незаменимым, и игнорировать его нельзя.

Практика Тратаки одновременно усиливает успех предшест- вующей стадии - Пратьяхары.

Достижение следующих ступеней - активной медитации и наступление Самадхи невозможно

без успешной практики различного рода Тратак.

Примечания: 1. Практика Тратаки на свечу более 15 минут, превращается в довольно

бессмысленное занятие и потому не рекомендуется.

2. Не следует делать это упражнение при интенсивной занятости работой, так

как сама работа уже может рассматри- ваться как медитация.

3. При концентрации с закрытыми глазами вокруг свечи или ее пламени могут

вдруг ниоткуда появиться какие-то золотистые или голубоватые кольца,

дымчатость и прочие картинки. Не следует пугаться или удивляться

- это или физические поля вокруг объекта концентрации или, возможно, ваше

внутреннее зрение увидело какую-то часть астрального мира.

4. Будьте осторожны: не перетруждайте глаза.

119. ОБОСНОВАНИЕ: Выполнение Тратаки на свечу во многом облегчается природной

склонностью человека смотреть, не отрываясь, на огонь. Значительно сложнее

долгое время сосредоточиваться на предмете, особенно если последний не очень

интересен для занимающегося. Один из таких объектов - карандаш, на примере

которого мы рассмотрим, как простая концентрация - собственно Тратака - может

переходить в довольно длительную медитацию.

Понятно, что важно не только уметь, отбрасывая посторонние мысли, сосредоточиваться

на избранном объекте. Не менее важно обладать способностью к диалектическому

мышлению, причем для мыслительного аппарата чрезвычайно полезно довести эту

возможность до автоматизма. Диалектика (как метод рассмотрения предмета или

явления в единстве и взаимопроникновении его противоположностей) была свойственна

еще древним мыслителям. МЕТОДИКА: Для комплексного разностороннего исследо-

вания предмета или явления можно предложить следующую схему упражнений, известных

под общим названием Тратака. Для этого необходимо создать все

предварительные условия, принять любую сидячую позу, положить перед собой

на уровне глаз карандаш (или любой другой предмет) и расслабиться. Отбросив

все посторонние мысли и сосредоточившись только на объекте концентрации, ответить

на следующие вопросы:

- назначение и сущность предмета или процесса;

- более общие классы объектов, к которым можно отнести данный предмет или

явление;

- наиболее важная часть объекта, отличающая его от других;

- другие отличительные свойства вещи или явления;

- происхождение и развитие объекта: его начало, материал и вещества, из которого

предмет состоит (составные части процесса); вероятный конец этой вещи или

явления, вероятные причины такого конца:

- совокупность отношений данной вещи или явления с другими;

- противоречивые стороны, свойства объекта; - переходы количества в качество

и наоборот;

- стороны объекта, где наблюдается повторение в более высокой