мелкий человек) групповой, но не всеобщ. Если цзюньцзы требователен
к себе, сяожень - к другим. Когда люди по причине невежества нарушают
правильный ритм инь-ян, их чередование (что было ян, должно стать инь, и наоборот)
и их взаимоуравновешенность, то начинаются беды. Когда в человеческом организме
скапливается слишком много инь или слишком много ян от неправильного, непомерного
употребления тех или иных продуктов, человек заболевает. Если в земной атмосфере
проявляется слишком много элементов инь или ян, то происходят сбои в земном
организме - перепады в климате, температуре, давлении, изменение активности
земной мантии, геомагнитные бури, электрические феномены, атмо- сферные, в
океане, в земле. Нарушается правильный ритм в любой сфере. Потому Красота
спасает мир, что восстанавливает нарушенный ритм, потому врачует она
душу, что избавляет не только от психического, но и физического расстройства,
придавая циркуляции Ци правильный характер. Поэтому китайцы и ассоциировали
красоту с гармонией, потому вслед за словами один раз инь, один раз
ян - и есть путь, в Сицы чжуань сказано: Тот, кто
следует этому, осуществляет добро. Ибо гармония (добро) лежит в основе
мира, мир изначально совершенен. Отсюда и путь к совершенству, это путь к
Дао- человеку, к Дао.
Первый закон живописи Се Хе (479-542 до н.э.) говорит о том же: Созвучное
ци рождает жизнь. Тогда художник воплощает истинный образ, когда его
индивидуальное ци вибрирует в ритме мирового. Наступает душевный резонанс
- то состояние единства, понимания без слов, которое китайцы называют хэ.
Если ци, обладающее естественным ритмом, рождает жизнь, стало быть, ци, не
обладающее таким ритмом, сокращает жизнь. А сознательно подойти к пониманию
и приложению этого закона может только человек (дао-человек). Именно человеку
дано привести все существа к совершенству, гармонизировать мир. Таково его
назначение в эволюции мира. Вот почему к следующей эволюционной ступени -
Космосу мир идет через человека. (Сравните у Конфуция: Не
путь может расширить человека, а человек может расширить путь).
Развитие даосизм получил в трактатах: Лао-цзы, Чжуан- цзы,
Хуайнань-цзы, Баопу-цзы (автор Гэ-хун).
Гэ-хун утверждал, что только обретение дао может принести бессмертие
(чан шэнбу сы) и долголетие (шоу; янь мин; ян син). Мудрецов, посвятивших
этому свою жизнь, называли совершенными людьми (чжань жзнь) или
дао-человеком, бессмертным: Хранящие Сокровенное Одно, могут, соединив
мысль и тело воедино, разделяться, превращаясь в трех людей. Достигнув утроения,
они могут вновь изменить свое число вплоть до удесятирения... Это называют
принципом разделения. Когда тело умножено, тогда человек сам может видеть
в своем теле три души хунь и семь душ по, небесные
души и души земные (ди чжень).
Одним из интереснейших методов является специальная гимнастика дао-инь
(гимнастические упражнения), а также специальная дыхательная практика - син-ци.
Одно (дао) имеет в теле человека дань-тяни - резервуары
ци, Киноварные поля, вместилища жизненной энергии, энергии дыхания
и т.д. - нижний дань-тянь вмещает цзин, средний - ци, верхний - шэнь, т.е.
три цветка. Сравним с индийским учением о колесах-чакрах, средоточия
энергии - праны, резервуарах ее, которые наполняются за счет притока праны
по каналам - нади. Учение о таких каналах есть, и хорошо развито и в даосизме
(они играют большую роль и в теории иглоукалывания). Учение о чакрах еще в
эпоху Упанишад гласило: там, где нади в теле сходятся вместе, подобно
спицам в середине колеса, там внутри он - Атман, движется, становясь многоразличным.
Здесь под Атманом (Я, абсолютный субъект), понимается опять-таки
явление Брахмана в теле человека, ибо выше говорится (Мундака-упанишада):
Знай его одного как Атмана, его, в кого вплетены небо, земля и мысль
вместе с всеми пранами. Нижнее Киноварное поле соответствует
свадхистхана-чакре, среднее - манипура-чакре, пространство между бровями -
аджна- чакре, а верхнее Киноварное поле - сахасрара-чакре.
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЙОГОВ
1. Техника ритмического дыхания. Ритмическое дыхание - необходимое условие
любого опыта, будь-то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует