Металла оно пребывает также в Киноварном поле. Также
в пространстве между бровями у людей оно действует цунем выше находится
Ясный зал, двумя цунями выше - Пещерный покой, тремя цунями выше - верхнее
Киноварное поле.
Ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировоз- зренческом плане
ян - все, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к движению, к
светлому, мужскому началу. Инь - все противоположное, все, что относится к
мягкому, холодному, к покою, к томному, к женскому началу. Инь и ян взаимо-
проницаемы, присутствуют друг в друге, постоянно переходят друг в друга; ян
прибывает, инь убывает, инь прибывает, ян убывает. Постепенно убывая или постепенно
нарастая, инь-ян неизбежно меняются местами. В древнем комментарии к И
цзину сказано: Один раз инь, один раз ян - и есть путь (дао).
Иначе говоря, дао пульсирует, обусловливая ритм вещей. Частота чередования
инь-ян в каждом случае своя: оно совершается и через секунды, и через миллионы
лет, определяя как путь Галактики, так и каждого существа.
Р.Тагор писал похожее: Итак, жизнь моя есть майя, как любят повторять
моралисты, - она есть и она не есть. Мы находим в ней только ритм, в котором
она проявляется. То же самое горные породы и минералы. Разве не доказала наука,
что главное различие между элементами - ритм? Отличие золота от ртути основано
только на различных ритмах строения их атомов, подобно тому, как различие
между королем и его подданными заключается не в различии их тел, а в различных
ритмах их положения... Что такое ритм? Это движение, созданное и регулируемое
гармоническим ограничением. Частота чередо- вания инь и ян различна,
принцип один: когда исчерпается один круг, один виток, ему на смену приходит
другой. Как сказано у Лао-цзы: Возвращение (к корню) есть действие дао.
На фено- менальном уровне, на уровне единичных вещей во всем начинают действовать
две стороны, но, а с точки зрения древних даосов, это не единство и борьба
противоположностей, а их взаимо- притяжение или взаимоотталкивание. Инь-ян
могут находиться в благоприятной и неблагоприятной связи: взаимопорождения
и взаимопреодоления. Одна сторона не может столкнуться с другой, потому что
присутствует в ней. Даже в ситуации упадка (Пи - 12- я гексаграмма И
цзина), когда три целые черты (ян) находятся в верхней части гексаграммы,
а три прерванные (инь) - в нижней (всего в каждой гексаграмме шесть черт),
инь-ян не сталкиваются, а расходятся в стороны (это приводит к разрыву всеобщих
связей), ибо тенденция легких ян тянуться кверху, а тяжелых инь - к земле.
Совершенномудрые склонялись к методу познания, в основе которого лежит принцип
недеяния (увэй), ненарушения естест- венного состояния, улавливание естественного
ритма (цзы-жань): В Поднебесной пути приводят к одинаковому, а многие
размышления возвращают к одному.
В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу один
тип отношений, один уровень, в основном ориентируясь на человека, на целесообразность
любого воздействия: Невозможно, чтобы одно и то же время было и не было
присуще одному и тому же в одном и том же отношении... это, конечно, самое
достоверное из всех начал (Аристотель). Платон: И вообще ни одна
из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться
в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо гибнет.
Последователи И цзина и даосы взяли за основу другой тип отношений,
ориентируясь на природу, рассматривая отношения на уровне необходимости в
пределах земли (с необходимостью ночь сменяется днем, жара - холодом, прилив
- отливом, покой - движением).
Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа взаимодействия
противоположностей: один уровень, когда противоположности сталкиваются и дают
новое качество (единство и борьба противоположностей); второй, когда они переходят
друг в друга); и третий уровень, когда их равновесие достигает абсолютного
покоя. Можно сказать, что на первом типе отношений сконцентрирована европейская
философия, на втором - китайская, на третьем - индийская, хотя речь может
идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из отношений
преобладало.
Буддизм махаяны ставит акцент на