Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

Металла оно пребывает также в Киноварном поле. Также

в пространстве между бровями у людей оно действует цунем выше находится

Ясный зал, двумя цунями выше - Пещерный покой, тремя цунями выше - верхнее

Киноварное поле.

Ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировоз- зренческом плане

ян - все, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к движению, к

светлому, мужскому началу. Инь - все противоположное, все, что относится к

мягкому, холодному, к покою, к томному, к женскому началу. Инь и ян взаимо-

проницаемы, присутствуют друг в друге, постоянно переходят друг в друга; ян

прибывает, инь убывает, инь прибывает, ян убывает. Постепенно убывая или постепенно

нарастая, инь-ян неизбежно меняются местами. В древнем комментарии к И

цзину сказано: Один раз инь, один раз ян - и есть путь (дао).

Иначе говоря, дао пульсирует, обусловливая ритм вещей. Частота чередования

инь-ян в каждом случае своя: оно совершается и через секунды, и через миллионы

лет, определяя как путь Галактики, так и каждого существа.

Р.Тагор писал похожее: Итак, жизнь моя есть майя, как любят повторять

моралисты, - она есть и она не есть. Мы находим в ней только ритм, в котором

она проявляется. То же самое горные породы и минералы. Разве не доказала наука,

что главное различие между элементами - ритм? Отличие золота от ртути основано

только на различных ритмах строения их атомов, подобно тому, как различие

между королем и его подданными заключается не в различии их тел, а в различных

ритмах их положения... Что такое ритм? Это движение, созданное и регулируемое

гармоническим ограничением. Частота чередо- вания инь и ян различна,

принцип один: когда исчерпается один круг, один виток, ему на смену приходит

другой. Как сказано у Лао-цзы: Возвращение (к корню) есть действие дао.

На фено- менальном уровне, на уровне единичных вещей во всем начинают действовать

две стороны, но, а с точки зрения древних даосов, это не единство и борьба

противоположностей, а их взаимо- притяжение или взаимоотталкивание. Инь-ян

могут находиться в благоприятной и неблагоприятной связи: взаимопорождения

и взаимопреодоления. Одна сторона не может столкнуться с другой, потому что

присутствует в ней. Даже в ситуации упадка (Пи - 12- я гексаграмма И

цзина), когда три целые черты (ян) находятся в верхней части гексаграммы,

а три прерванные (инь) - в нижней (всего в каждой гексаграмме шесть черт),

инь-ян не сталкиваются, а расходятся в стороны (это приводит к разрыву всеобщих

связей), ибо тенденция легких ян тянуться кверху, а тяжелых инь - к земле.

Совершенномудрые склонялись к методу познания, в основе которого лежит принцип

недеяния (увэй), ненарушения естест- венного состояния, улавливание естественного

ритма (цзы-жань): В Поднебесной пути приводят к одинаковому, а многие

размышления возвращают к одному.

В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу один

тип отношений, один уровень, в основном ориентируясь на человека, на целесообразность

любого воздействия: Невозможно, чтобы одно и то же время было и не было

присуще одному и тому же в одном и том же отношении... это, конечно, самое

достоверное из всех начал (Аристотель). Платон: И вообще ни одна

из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться

в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо гибнет.

Последователи И цзина и даосы взяли за основу другой тип отношений,

ориентируясь на природу, рассматривая отношения на уровне необходимости в

пределах земли (с необходимостью ночь сменяется днем, жара - холодом, прилив

- отливом, покой - движением).

Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа взаимодействия

противоположностей: один уровень, когда противоположности сталкиваются и дают

новое качество (единство и борьба противоположностей); второй, когда они переходят

друг в друга); и третий уровень, когда их равновесие достигает абсолютного

покоя. Можно сказать, что на первом типе отношений сконцентрирована европейская

философия, на втором - китайская, на третьем - индийская, хотя речь может

идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из отношений

преобладало.

Буддизм махаяны ставит акцент на