функцией или органом. Типичным примером правильного медитативного дыхания
является Ритмическое дыхание йогов, психотехника которого нами
описана.
Упражнения, развивающие способность управлять сердечно- сосудистой системой,
дают возможность произвольно управлять ритмом сердца и кровообращением, что
в свою очередь позволяет управлять терморегуляцией.
Наиболее тесно с психикой связана мышечная система, поэтому психомышечные
упражнения - очень важное звено в управляемом медитативном аутотренинге. Понижение
мышечного тонуса тормозит кору головного мозга, а упражнения, повы- шающие
мышечный тонус, ведут к ее возбуждению. Учитывая преобладающее представительство
зоны лица в коре головного мозга, большое значение имеют различные мимические
упражнения. Очень важными считаются правильно выполняемые релаксационные позы,
которые способствуют качеству медитации.
3. Психологические упражнения. Психологические упражнения основаны на взаимообратной
связи эмоций с мышлением, воображением, вниманием, волей, памятью и др., а
также на замещении одной эмоции другой, более сильной по характеру
влияния на психофизиологический гомеостаз. Например, сильные положительные
эмоции нейтрализуют грусть, тревогу, страх и т.д., или наоборот, страх подавляет
радость, аустресс замещает дистресс и др.
Управлять эмоциональной сферой можно прежде всего с помощью эмоционально-волевых
упражнений. При использовании упражнений, развивающих воображение, решаются
задачи аутосуггестии, перевоплощения в заданный образ и моделирования психофизиологического
состояния соответственно заданному феномену или целевой программе.
Самовнушения носят как вербальный, так и невербальный характер. Интонация
и эмоциональная окраска текстов зависят от желаемого психофизиологического
эффекта. Есть психологические упражнения, развивающие способность взглянуть
на себя как бы со стороны, уже имеющие заданные качества, выполняющего заданный
феномен или целевую программу. Имеются упражнения, развивающие способность
прево- площаться. Существуют психологические упражнения, активизи-
рующие память, - процессы запечатления, сохранения и вос- произведения ощущений,
образов, мыслей, движений и др.
В различных психотехниках существует очень много психо- логических приемов,
развивающих внимание, что позволяет в дальнейшем улучшить способность к медитативной
концентрации и устойчивости внимания. Для быстрого продвижения в медитации
и для кодирования своих учеников некоторые преподаватели часто используют
эмоционально-стрессовые психологические методы, приемы и упражнения.
Итак, после освоения начальных упражнений, изучаются психотехники, углубляющие
состояние концентрации сознания, отключающие чувства и растворяющие сознание
в объекте концентрации. Здесь возможны два варианта - опорный и безопорный,
т.е. с реальным объектом, служащим для опоры сознания в процессе развития
глубины концентрации, или воображенным. Во втором случае в зависимости от
вида психотехники в качестве объектов могут выступать образ, идея, мысль и
др.
После этого изучаются психотехнические упражнения, развивающие пробуждение
обновленного расширенного самосознания - Я из предшествовавшего,
растворенного в глубокой концентрации. Этот процесс получил название просветление.
Поэтому, достигнув глубины и качества медитации, дающих способность получить
феномен просвет- ления, в дальнейшем тренируются по различным
психотехникам, развивающим способности к необходимым на этом этапе феноменам.
Многие системы останавливаются на этом среднем, промежуточном, этапе, специализируясь
на способности к демонстрации одного, реже нескольких, высших узкоспеци- ализированных
феноменов, например, телепатии. Высшие этапы психоэнергетического саморазвития
человека осваиваются с помощью различных медитативных психотехник.
Высшие психотехники развивают вначале способность произ- вольного перемещения
Я в ИПП, затем вырабатывается способность к временному выходу
в ППП. Затем осваиваются психотехники свободного перемещения в ППП и временного
отождествления с УППВ (разумеется, с сохранением само- сознания - Я).
В дальнейшем осваиваются психотехники свободного входа в УППВ, нахождения
в нем и выхода из него, по желанию тренирующегося,