жизни как явления природы, и познание его значения и сущности применительно
к своему организму является одним из самых простых, но в то же время очень
важным актом самопознания для любого человека. Существует и оккультное значение
постижения тайн дыхания - там,
где кончается физиологическое дыхание, плоскость действия человеческой души
приобретает иной характер, и человек выходит в тот мир, который иногда называют
инобытием. Поэтому умение контролировать дыхание на разных уровнях сознания
чрезвычайно важно для всего прогресса совершенствования тела и души. Об этом
традиционно свидетельствуют древние тексты Индии и Китая, да и вообще - йога
без контроля дыхания просто немыслима.
В предыдущем упражнении в мантра-медитации мы уже сделали первый шаг в постановке
дыхания под контроль воли, и помощь здесь оказала мантра СОХАМ. Теперь мы
предлагает еще два простых упражнения, которые призваны закрепить успех.
МЕТОДИКА: Условия выполнения упражнений одинаковы и сводятся к тому началу,
что можно считать стандартным: сесть в медитативную позу или просто лечь на
коврик: предельно расслабиться, проверив эффективность расслабления от кончиков
пальцев ног до туловища, рук и шеи, закрыть глаза; прочитать мантру АУМ 3
или 6 раз (про себя или голосом).
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сосредоточить все мысли на контроле дыхания, подгото- виться к счету. Вдох
и выдох выровнять так, чтобы они были примерно равны по продолжительности.
На счет 1,2,3,4- вдох, выдох - на счет 5, 6, 7, 8; снова вдох на счет 9, 10,
11, 12 и выдох на счет 13, 14, 15, 16. Так следует продолжать до 248. На счет
249 - открыть глаза и так продолжать упражнение дальше до счета 500.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сущность упражнения здесь такая же, однако вместо счета занимающийся использует
мантру. Мантра произносится мысленно 4 раза при вдохе и также мысленно - 4
раза - на выдохе. Затем снова при вдохе мысленно 4 раза произносится та же
мантра, и 4 раза она повторяется на выдохе. Начинать следует с 3-5 минут,
а прекратить упражнение лучше всего по какому-либо сигналу (например, будильника).
Понятно, что произнесение даже в быстром темпе 4 раза мантры занимает время,
больше чем 4 секунды, так что всего в качестве исходной мантры использовать
АУМ. Затем, если вы сочтете необходимым заменить мантру, можно использовать
сочетание АУМ-ШАНТИ (в переводе с санскрита Шанти означает мир,
покой). Затем можно использовать ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ или любую другую
формулу, которая вам нравится больше всего. По мере увеличения длительности
мантры упражнение приобретает все большее значение в плане Хатха-йоги, как
Кумбхака (т. е. задержка дыхания), т. е. оно начинает в себе совмещать одновременно
преимущества Хатха-йоги и Дхьяна-йоги.
ЭФФЕКТ: Эффект как первого, так и второго упражнения значителен, несмотря
на кажущуюся их примитивность. Сознание получает мощный толчок, направленный
к интравертному состоянию, в результате чего все внешние заботы и суета уносятся
прочь просто и эффективно. В итоге создаются прекрасные возможности перейти
к более сложным упражнениям, а также - получать пусть кратковременный, но
реальный умственный отдых. Длительная мантра в случае практики второго варианта
упражнения даст возможности оздоровить и укрепить легкие, благодаря эффекту
Кумбхаки, широко известному из опыта Хатха-йоги.
117. ОБОСНОВАНИЕ: Никакой духовный и интеллектуальный прогресс не может быть
достигнут без развития интравертивных способностей психики. Уведение мыслей
внутрь сознания, предусматриваемое пятой стадией восьмичленной лестницы йоганг
- Пратьяхарой, представляет собой только первую ступень в самопознании, и
этот этап должен быть развит и закреплен. Человек должен не только понимать,
но и иметь способность зрительно представлять свои внутренние свойства, рассматривая
мир своих чувств, желаний и мыслей как реальный компонент своего Я
в тот или иной момент времени. Далее, проявление интуитивных способностей
и успех в распознавании внутренних свойств других объектов также связан со
способностью к интравертивности деятельности сознания. Развитие таких способ-
ностей достигается чрезвычайно простым, на первый взгляд - примитивным, упражнением,
которое рекомендует Сарасвати.
Смысл упражнения связан