по воззрениям йоги, есть не что иное, как отражение в
звуке подсознательного процесса дыхания. Согласно йоге, производя вдох или
выдох, ваше подсознание вибрирует соответственно как СО или ХАМ. Итак, вы
произносите мысленно СО на вдохе и ХАМ на выдохе,
СО на вдохе и ХАМ на выдохе и т. д. Длительность упражнения
примерно составляет 1-3 минуты. Разновидность этого упражнения состоит в инверсии
частей СО и ХАМ. То есть СОХАМ через какое-то время
меняется на ХАМСО. Например, СОХАМ, ХАМСО, СОХАМ, ХАМСО и т. д. Полезно при
этой мантре представить себе зрительно успокоение ума, уподобление его гладкой,
безмятежной, зеркальной поверхности большого озера. Не существует ничего внешнего,
вы - весь мир, в вас - вся Вселенная в период Джапы с мантрой СОХАМ. Дыхание
при этом не должно быть быстрым. Наоборот, рекомендуется замедлить его как
только можете. В то же время не должно быть и задержек дыхания (Кумбхаки).
Плавный вдох и плавный размеренный выдох. Не допускайте возникновения какого-
либо напряжения в спине, верхней части туловища, в легких и других частях
тела.
ЭФФЕКТ: Мантра-медитация и особенно Джапа обладают множественным полезным
действием. Это воздействие сводится к следующим основным аспектам:
1 . Концентрация на звуках приводит к повышению осознаваемости занимающимся
различных речевых оборотов, слов и частей слов. Это сопровождается расширением
спектра эмоциональных реакций, которые связаны со звуком, что можно рассматривать
как своеобразное обогащение сознания.
2. Занимающийся приобретает элементарные навыки быстрого и эффективного снятия
стрессов, например - будучи вынужденным присутствовать на утомительно скучном
собрании. Полезно чтение мантр после какой-либо работы, когда наступает чувство
усталости. Тем самым приобретается контроль над психикой.
3. Пение мантры АУМ способствует повышению интел- лектуальных способностей
занимающегося, т. к. звуки А-У-М создают благоприятные вибрации в голове,
которые как бы массируют тканевые структуры.
4. Непрерывная концентрация на звукосочетаниях, не связанных с бытовой повседневной
деятельностью, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности.
Это также способствует умственной и эмоциональной релаксации занимающегося.
5. Создавая устойчивые психические процессы, закаливается воля занимающегося,
усиливается умственная деятельность; все реакции практикующего на внешние
воздействия становятся более адекватными ситуациями, а психика приобретает
необходимую ей стабильность.
6. Свами Вивекананда в комментариях к Йога-сутре указывает, что
во время чтения мантры ОМ человек мысленно находится в компании
высокоразвитых в духовном и интел- лектуальном смысле людей.
Примечания:
1. Мантра Ом традиционно считается элементом религиозной практики
(Бог есть Ом). Однако практика с ней полезна и для атеиста, причем
последний тоже приобретает положительный эффект. То есть практиковать это
упражнение могут верующие и атеисты, молодые (даже дети) и старые, независимо
от пола, нации, профессии и т. д.; во всех случаях прогресс имеет объективный
характер. Для верующего же эффект будет максимальным ввиду воспитания у него
своего рода чувств благоговения и большей готовности сознания для постижения
высших духовных истин.
2. Возможна и полезна также аналогичная в своих общих чертах работа и с другими
мантрами, например Маха-мантрой кришнаитов (вайшнавов): Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. В этой мантре
Кришна и Рама - имена Бога, а слово Харе - есть обращение к внутренней
энергии Бога. Заучивание мантр на санскрите кроме описанных эффектов служит
прекрасным средством для развития памяти.
3. Через неделю после начала практики мантра-медитации начинайте также вдумываться
в смысл каждого звука мантры. Ответьте при этом себе на вопросы, например,
почему мантра Ом имеет именно такие звуки, а не другие? Что обозначает
каждый звук? Затем попробуйте идентифицировать эффект от каждого произносимого
звука по отдельности, дифференцируйте свои ощущения, это также разовьет ваши
способности.
4. Даже после того, как вы достигнете успеха в чтении мантр, не следует полностью
забрасывать это упражнение.