у нас в подсознании, йога подвергает культивированию
сознанием, и здесь интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то
светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами...
Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем
их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки
такого восприятия заложены в нас еще с детства.
МЕТОДИКА: Лягте в Шавасану (позу трупа). Закройте глаза и максимально
расслабьтесь. При первых же звуках мелодии переводите все, что
вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше
с простых, медленных композиций мастеров XV-XVII вв, например, Блайтмена,
Була, Перселла, Шютца и др. Немного потренировавшись, можно переходить даже
к рок-музыке. Для медитации следует большее внимание уделять спокойной музыке,
не вызывающей бурных эмоций или пылких страстей.
Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз.
Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние
мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но
концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий.
Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений,
однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого
успеха определяется чисто субъективно.
ЭФФЕКТ: Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений
не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации.
Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта.
При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение
сопричастности вселенским процессам. Способствует так же устранению чувства
неуверенности в себе и страха. 125. ОБОСНОВАНИЕ: Музыка имеет не только цветовые,
но и геометрические аналоги. Источник такой аналогии имеет двоякое происхождение.
Первый состоит в структурных особенностях, конфигурациях музыки, моделью которой
является та или иная геометрическая структура. Второй источник связан со свойствами
воздействия музыки на состояние психики человека. Так, при рассмотрении разного
рода линий и геометрических форм, состояние духовной сферы человека объективно
изменяется. Гладкие линии, например, воспринимаются нами как мягкие, изломы
линий - как излучающие центры, твердые, содержащие накоплен- ную силу и отражающие
резкие изменения. Специфические сигналы, вызванные в глазодвигательных мышцах
при восприятии того или иного рисунка, генерируют в мозгу человека соответ-
ствующие волны возбуждения. Понятно, что такие же эффекты могут быть вызваны
и музыкальной мелодией соответствующей структуры.
Поиск графических аналцгов музыкальным произведениям, будучи непростым занятием,
практиковался как медитативное упражнение еще в средневековых религиозных
кругах.
МЕТОДИКА: Медитируют сидя, хотя можно это упражнение практиковать также лежа.
Расслабившись и настроившись на различные геометрические образы, включить
музыку. С закрытыми глазами попробовать построить на внутреннем экране
объемную геометрическую картинку (даршану), которая, по вашему
мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует
опасаться, что ваша даршана будет носить субъективный характер: восприятие
любого искусства содержит в себе большую долю субъективизма. В процессе упражнения
вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т.д.
Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно
должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение
одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т.д.
Эффективность упражнения во многом связана с богатством арсенала
геометрических образов, с которыми вы можете сравнивать прослушиваемую музыку.
Кроме квадрата, окруж- ности, многоугольников и других простейших структур
мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид,
конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, конус вращения,
параболоид вращения, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых
в качестве элементов даршан, можно также рекомендовать следующие: