Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

у нас в подсознании, йога подвергает культивированию

сознанием, и здесь интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то

светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами...

Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем

их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки

такого восприятия заложены в нас еще с детства.

МЕТОДИКА: Лягте в Шавасану (позу трупа). Закройте глаза и максимально

расслабьтесь. При первых же звуках мелодии переводите все, что

вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше

с простых, медленных композиций мастеров XV-XVII вв, например, Блайтмена,

Була, Перселла, Шютца и др. Немного потренировавшись, можно переходить даже

к рок-музыке. Для медитации следует большее внимание уделять спокойной музыке,

не вызывающей бурных эмоций или пылких страстей.

Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз.

Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние

мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но

концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий.

Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений,

однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого

успеха определяется чисто субъективно.

ЭФФЕКТ: Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений

не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации.

Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта.

При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение

сопричастности вселенским процессам. Способствует так же устранению чувства

неуверенности в себе и страха. 125. ОБОСНОВАНИЕ: Музыка имеет не только цветовые,

но и геометрические аналоги. Источник такой аналогии имеет двоякое происхождение.

Первый состоит в структурных особенностях, конфигурациях музыки, моделью которой

является та или иная геометрическая структура. Второй источник связан со свойствами

воздействия музыки на состояние психики человека. Так, при рассмотрении разного

рода линий и геометрических форм, состояние духовной сферы человека объективно

изменяется. Гладкие линии, например, воспринимаются нами как мягкие, изломы

линий - как излучающие центры, твердые, содержащие накоплен- ную силу и отражающие

резкие изменения. Специфические сигналы, вызванные в глазодвигательных мышцах

при восприятии того или иного рисунка, генерируют в мозгу человека соответ-

ствующие волны возбуждения. Понятно, что такие же эффекты могут быть вызваны

и музыкальной мелодией соответствующей структуры.

Поиск графических аналцгов музыкальным произведениям, будучи непростым занятием,

практиковался как медитативное упражнение еще в средневековых религиозных

кругах.

МЕТОДИКА: Медитируют сидя, хотя можно это упражнение практиковать также лежа.

Расслабившись и настроившись на различные геометрические образы, включить

музыку. С закрытыми глазами попробовать построить на внутреннем экране

объемную геометрическую картинку (даршану), которая, по вашему

мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует

опасаться, что ваша даршана будет носить субъективный характер: восприятие

любого искусства содержит в себе большую долю субъективизма. В процессе упражнения

вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т.д.

Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно

должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение

одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т.д.

Эффективность упражнения во многом связана с богатством арсенала

геометрических образов, с которыми вы можете сравнивать прослушиваемую музыку.

Кроме квадрата, окруж- ности, многоугольников и других простейших структур

мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид,

конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, конус вращения,

параболоид вращения, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых

в качестве элементов даршан, можно также рекомендовать следующие: