или поздно вы сможете видеть входящие в вас мысли, что будет свидетель-
ствовать о достижении определенного уровня. Основой для дальнейших успехов
будет служить самоанализ, однако, во всех случаях останавливаться, считая
что вы достигли успехов, не следует.
ЭФФЕКТ: Этот вид медитативной практики незаменим для людей умственного труда,
предоставляя им прекрасный отдых для восстановления интеллектуальной силы.
Шри Ауробиндо отмечал, что получают развитие такие способности, о существовании
которых человек раньше и не подозревал, например, матема- тические, стихотворные,
лингвистические и т. д. Произво- дительность труда увеличивается во много
раз. Расшатанная психика восстанавливается, психическое равновесие становится
все более устойчивым.
Примечания: 1. Существует переходный период, когда новый уровень сознания
еще не достигнут, а старый кажется нам уже примитивным. Разрывы такого рода
проявляются главным образом как ощущения пустоты. Зачастую мы становимся при
этом чрезмерно чувствительными: шум вокруг, болтовня или суета людей становятся
для нас нестерпимыми. Не следует заострять на этом большого внимания, это
пройдет, и наилучшим средством здесь будет чтение высокохудожественной литературы
и религиозно-философских трактатов.
2. Уныние, подавленность духа - огромный тормоз для любого упражнения в медитации,
особенно - для медитации Безмолвия. Мы зачастую любим делать из себя мучеников,
страдальцев, хотя на самом деле - это внушения сил низшей природы, так как
ваше истинное Я в любом случае незагрязненно, чисто и светло,
в чем вы можете тотчас же убедиться, когда сосредоточитесь на высших уровнях
души.
3. Не следует также и торопиться, успокоение ума не должно становиться навязчивой
идеей. Для успеха очень важно хорошее настроение, поддержание бодрого и веселого
духа.
4. Видения в виде световых вспышек, появление вдруг картин неясного происхождения
при медитации с закрытыми глазами не должны пугать и не следует прекращать
занятия. Медитировать можно и с открытыми глазами, если внешние условия лишены
суеты. В любом случае вхождение сознания в иные внутренние или внешние более
тонкие миры почти всегда сопровождается рядом побочных эффектов: голосами
из ниоткуда, вспышками, лучами света и проч. Перерывы в занятиях
следует делать регулярно, но такие эффекты ни в коей мере не должны быть стимулами
к перерывам.
124. ОБОСНОВАНИЕ: Музыку можно слушать по-разному: внимательно, краешком
уха, сидя, лежа и т.д. Однако при желании это занятие можно превратить
в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское
восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно - от европейского.
Такой экскурс в нетрадиционный курс музыко- ведения мы разбили на три отдельных
упражнения, отграниченных друг от друга довольно условно, но в соответствии
с принципом от простого к сложному. Будучи проделанными, эти упражнения
помогут вам ответить также на вопрос, понимаете ли вы музыку?
Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке:
для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими
областями творчества или наук. Основа для наших упражнений - сравнение музыки
с цветовыми, геометрическими и иными аналогами.
Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков - последовательность чередования
оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу, воздушные
колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств. Так,
существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть
гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины
волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными.
Высокочастотным (т.е. высоким) музыкальным тонам можно поставить
в соответствие высокочастотные световые излучения, т.е. ультрафиолетовую часть
спектра. Наоборот, низким звукам - оттенки инфракрасной области. Таким образом,
слушая музыку, можно переводить ее про себя в язык цветовых оттенков,
как это технически воплощено в цветомузыкальных установках (но зачастую крайне
неудачно!). Йоговская цвето- музыка имеет внутреннее содержание,
существуя в сознании созерцающего.
Практически все, что скрыто